Приказ Роспатента от 20.12.2019 N 213
Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, на 2020 год

Оглавление

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

ПРИКАЗ от 20 декабря 2019 г. N 213

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В СФЕРЕ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО, ВОЕННОГО, СПЕЦИАЛЬНОГО И ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, СОЗДАННЫХ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, НА 2020 ГОД

Во исполнение пункта 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами", приказываю:

1. Утвердить Программу профилактики нарушений обязательных требований в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, на 2020 год.

2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Роспатента Л.Л. Кирий.

Руководитель
Г.П.ИВЛИЕВ

Приложение

Утверждена
приказом Роспатента
от 20.12.2019 N 213

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В СФЕРЕ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО, ВОЕННОГО, СПЕЦИАЛЬНОГО И ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, СОЗДАННЫХ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, НА 2020 ГОД

1. Настоящая Программа определяет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований (далее - Программа профилактики) в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, на 2020 год.

2. Целями мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в установленной сфере деятельности (далее - обязательные требования), являются:

а) предупреждение нарушений обязательных требований государственными органами, органами управления государственных внебюджетных фондов, федеральными казенными учреждениями, иными получателями средств федерального бюджета, федеральными бюджетными и автономными учреждениями, а также Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", размещающими заказы на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского, военного, специального и двойного назначения на основании государственных контрактов и договоров, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе за счет субсидий, и организациями - исполнителями государственных контрактов и договоров, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе за счет субсидий, на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - подконтрольные субъекты);

б) устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;

в) снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;

г) создание мотивации к добросовестной деятельности подконтрольных субъектов.

3. Задачами проведения Роспатентом мероприятий в рамках Программы профилактики являются:

а) формирование единого понимания обязательных требований у всех подконтрольных субъектов;

б) выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований подконтрольными субъектами, определение способов их устранения или снижения рисков их возникновения;

в) выявление устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, подготовка и внесение предложений по их устранению;

г) выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по их профилактике;

д) разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований.

II. Анализ текущего состояния федерального государственного контроля (надзора) в установленной сфере деятельности

4. В существующей структуре нормативного регулирования к ключевой охраняемой законом ценности относится интеллектуальная собственность, полученная в результате выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - НИОКТР) на основании государственных контрактов (договоров), соглашений о предоставлении субсидии, грантов, а также государственных заданий.

Так, в соответствии со ст. 44 Конституции Российской Федерации интеллектуальная собственность охраняется законом.

Сфера общественных отношений - отношения по поводу создания в ходе выполнения финансируемых из бюджета государства НИОКТР результатов интеллектуальной деятельности, распределения и закрепления прав на такие результаты и вовлечения их в экономический и гражданско-правовой оборот.

Сфера регулирования - правовая охрана и использование результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Применяемые способы государственного регулирования в данной сфере - государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Несмотря на значимость данной сферы общественных отношений, указанный государственный контроль и надзор до настоящего времени не закреплен в соответствующем федеральном законе.

В существующей структуре нормативного регулирования минимизация рисков не предусмотрена.

Государственный контроль и надзор в установленной сфере деятельности, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. N 402, осуществляется в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений обязательных требований, а также обеспечения защиты прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности при вовлечении их в экономический и гражданско-правовой оборот.

При этом под федеральным государственным контролем и надзором понимается деятельность Федеральной службы по интеллектуальной собственности, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений государственными заказчиками и организациями-исполнителями требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, а также на обеспечение защиты прав Российской Федерации на указанные результаты интеллектуальной деятельности посредством организации и проведения плановых и внеплановых проверок государственных заказчиков и организаций-исполнителей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Инструментом воздействия на деятельность государственных заказчиков и организаций-исполнителей, явившейся причиной нарушения обязательных требований, является предписание, выдаваемой Роспатентом в случае выявления таких нарушений в ходе проверок.

При этом за невыполнение в срок предписания, выданного Роспатентом, в отношении контролируемого лица составляется протокол об административном нарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Актуальные проблемы, выявленные в ходе контрольно-надзорных мероприятий Роспатента.

В ходе проверок, проведенных Роспатентом, установлено, что в производственной деятельности ряда российских компаний (в экономическом обороте их активов) созданная в рамках финансируемых из бюджета НИОКТР интеллектуальная собственность составляет лишь незначительную часть, то есть, в инновационной деятельности данных компаний (осуществляющих такую деятельность) новшества, созданные за бюджетные средства, практически не используются. Это обусловлено следующими факторами:

1) Создаваемая в настоящее время за счет бюджета интеллектуальная собственность не в полной мере соответствует потребностям экономического функционирования и развития российских предприятий в современных условиях, их приоритетам и возможностям, не синхронизирована с ними.

Это следует из того, что при формировании и реализации государственных программ в части, касающейся исследований и разработок, государственными заказчиками не учитываются результаты патентных исследований. Результаты патентных исследований не учитываются и при формировании технических заданий на выполнение НИОКТР по государственным контрактам (договорам). Достигаемый научно-технический уровень разработок, области активных исследований, проводимых, в том числе компаниями - мировыми лидерами в соответствующей отрасли, а также технических (технологических) решений, уже охраняемых патентами, государственными заказчиками в интересах формирования программ исследований и разработок в должной мере не исследуются.

2) Государственные заказчики не проявляют должную активность по предоставлению (передаче) прав интеллектуальной собственности, созданной в ходе выполняемых по их заказам НИОКТР.

В большинстве своем государственные заказчики не планируют работу с интеллектуальной собственностью. Данная деятельность не сфокусирована в соответствующих структурных подразделениях, не определен ее порядок. При этом уровень подготовки специалистов государственных заказчиков, включая руководящий состав, в сфере интеллектуальной собственности по-прежнему является недостаточным для формирования сколько-нибудь эффективной отраслевой политики в области управления правами на результаты интеллектуальной деятельности.

3) В ряде государственных программ (подпрограмм), предусматривающих выполнение НИОКТР, в качестве индикаторов (целевых показателей) учитывается создаваемая интеллектуальная собственность, например, количество полученных патентов. При этом, вопрос целевого назначения создаваемой интеллектуальной собственности не отражен. В итоге, интеллектуальная собственность создается, но, как было ранее показано, не используется.

4) В ряде случаев созданная ранее интеллектуальная собственность становится пропуском к новому бюджетному финансированию НИОКТР, на получение которого претендует организация-правообладатель.

5) Заинтересованность авторов охраноспособных технических решений в реализации своего творческого потенциала в интересах государства не находит должной поддержки со стороны работодателей и государственных заказчиков НИОКТР - главных распорядителей бюджетных средств государства - в продвижении результатов их творчества, обеспечении их правовой охраны.

Наряду с низкой результативностью НИОКТР, все вышеперечисленное связано и с правонарушениями в области интеллектуальной собственности, допускаемыми как государственными заказчиками, так и организациями-разработчиками и производителями продукции.

Из анализа существующей структуры нормативного регулирования и ее реализации на практике субъектами экономической деятельности следует:

1) Вопрос создания при выполнении финансируемых из федерального бюджета НИОКТР результатов интеллектуальной деятельности, обладающих мировой новизной и изобретательским уровнем, высоким потенциалом внедрения в производство инновационной продукции, нормативно не урегулирован.

2) Вопрос обеспечения правовой охраны в отношении созданных за счет бюджетных средств охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности, в том числе ключевых технических решений, с созданием которых становится возможным достижение качественно нового (более высокого, по сравнению с аналогами) уровня потребительских свойств (технических характеристик) выпускаемой продукции, не носит императивный характер, в результате чего возникают риски утраты прав на них.

3) Вопрос распределения прав на созданные за счет бюджетных средств охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности предполагает усмотрение государственного заказчика, что связано с рисками для должностных лиц, принимающих соответствующие решения в отношении прав на данные результаты.

4) Регулирование вопросов государственного учета результатов интеллектуальной деятельности не в полной мере служит национальной цели - обеспечению научно-технологического прорыва в силу своей неинформативности для заинтересованных в их использовании и усовершенствовании. Вопросы формирования и актуализации сведений о созданных РИД, в том числе о состоянии их правовой охраны, распоряжении правом на них требуют уточнения.

5) Доступ третьих лиц, включая иностранных граждан - при поставках продукции за рубеж, к созданным за счет бюджетных средств результатам интеллектуальной деятельности, в первую очередь к ключевым техническим решениям, без обеспечения их адекватной правовой охраны не относится к административно и/или уголовно наказуемым деяниям.

6) Вопрос о роли государственного заказчика НИОКТР в создании и вовлечении прав на созданные по его заказу РИД в экономический и гражданско-правовой оборот также в должной мере не урегулирован. В результате, получаемая при финансовой поддержке государства интеллектуальная собственность зачастую необоротоспособна, или, будучи потенциально оборотоспособной, не используется по назначению и теряет свою оборотоспособность.

7) Неправомерное использование РИД, права на которые принадлежат Российской Федерации, отсутствие при этом реакции со стороны государственных заказчиков, выступающих от имени Российской Федерации, также не находит соответствующих статей в КоАП РФ и УК РФ. Это способствует дискредитации института интеллектуальной собственности, как инструмента стимулирования научно-технического творчества в интересах повышения конкурентоспособности национальной экономики, обеспечения обороноспособности страны.

6. Проведенный анализ текущей структуры нормативного регулирования в установленной сфере деятельности позволяет сформулировать ключевую охраняемую законом ценность, защита которой должна стать предметом государственного регулирования.

Такой ценностью являются создаваемые в ходе финансируемых из федерального бюджета НИОКТР охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности, права на которые востребованы экономикой Российской Федерации, в том числе с созданием которых становится возможным достижение качественно нового (более высокого, по сравнению с аналогами) уровня потребительских свойств (технических характеристик) выпускаемой продукции (ключевые технические решения).

III. Текущее состояние уровня развития профилактических мероприятий

7. В целях осуществления профилактики нарушений обязательных требований Роспатентом в 2018 году и I полугодии 2019 года проведены следующие профилактические мероприятия:

1) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") на официальном сайте Роспатента размещен перечень правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Роспатентом мероприятий по контролю и надзору. Обеспечивается поддержание данной информации в актуальном состоянии;

2) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") на официальном сайте Роспатента размещены сведения о результатах проведения плановых и внеплановых проверок юридических лиц с указанием выявленных нарушений;

3) в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий сотрудниками Роспатента оказана консультативно-методическая помощь подконтрольным субъектам;

4) проведены занятия по теме "Контрольно-надзорная деятельность Роспатента в сфере интеллектуальной собственности в отношении предприятий оборонно-промышленного комплекса".

IV. Показатели качества и результативности мероприятий настоящей Программы профилактики

8. Показателями качества и результативности мероприятий настоящей Программы профилактики являются:

1) доля субъектов надзора, охваченных профилактическими адресными мероприятиями, от общего количества субъектов надзора;

2) динамика результативности научно-исследовательских, опытно-конструкторский и технологических работ в части обеспечения правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и вовлечения прав на них в экономический и гражданско-правовой оборот.

Аналогичные показатели устанавливаются на плановый период 2021 - 2022 годы.

V. Перечень уполномоченных лиц, ответственных за организацию и проведение профилактических мероприятий

9. Уполномоченным лицом, ответственным за организацию и исполнение Программы профилактики, является начальник Управления контроля, надзора и правовой защиты интересов государства Андрей Васильевич Солонович.

VI. Ссылки на официальный сайт Роспатента, где размещена Программа профилактики

Роспатент: https://rupto.ru

VII. План-график профилактических мероприятий, предусмотренных Программой профилактики на 2020 год

N

п/п

Наименование (вид, форма) профилактического мероприятия

Периодичность проведения (срок исполнения)

Адресат профилактического мероприятия

Ожидаемые результаты

1.

Реализация новой структуры нормативного регулирования путем подготовки нормативных правовых актов, регулирующих вопросы в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета

В течение года

Подконтрольные субъекты

Повышение результативности

научно-исследовательских, опытно-конструкторский и технологических работ в части результатов интеллектуальной деятельности

2.

Разработка руководств по соблюдению обязательных требований, подготовка комментариев об изменениях обязательных требований

Обновление по мере изменений законодательства в установленной сфере

Подконтрольные субъекты

Повышение информированности подконтрольных субъектов

3.

Разъяснение особенностей проведения и отдельных процедур контрольно-надзорных мероприятий (права и обязанности подконтрольного субъекта, права и обязанности контрольно-надзорного органа, сроки мероприятий, порядок обжалования и др.) путем размещения на официальном сайте Роспатента

Обновление по мере изменений законодательства в установленной сфере

Подконтрольные субъекты

Повышение информированности подконтрольных субъектов

4.

Проведение совещаний, семинаров с подконтрольными субъектами по разъяснению требований законодательства в сфере интеллектуальной собственности, а также вопросам, касающимся нарушений в сфере интеллектуальной собственности и мер по их недопущению

В течение года

Подконтрольные субъекты

Повышение информированности подконтрольных субъектов

5.

Проведение конференций с участием подконтрольных субъектов с целью выработки эффективных мер по профилактике нарушений в сфере интеллектуальной собственности

В течение года

Подконтрольные субъекты

Повышение информированности подконтрольных субъектов

6.

Размещение сведений о результатах проверок с указанием типовых нарушений

В течение года

Подконтрольные субъекты

Снижение количества нарушений обязательных требований

7.

Доработка и публикация контрольного списка вопросов (проверочных листов), подлежащих рассмотрению в ходе проверок

Обновление по мере изменений законодательства в установленной сфере

Подконтрольные субъекты

Снижение количества нарушений обязательных требований

8.

Публикация статистики проведенных проверок, включая количество привлеченных к административной ответственности лиц за допущенные нарушения, а также перечня выявленных нарушений обязательных требований

В течение года

Подконтрольные субъекты

Повышение информированности, снижение количества нарушений обязательных требований

9.

Подготовка ежегодного доклада об итогах профилактической работы

до 20 января 2021 г.

Подконтрольные субъекты

Повышение информированности подконтрольных субъектов