Оглавление
Приняты
Наблюдательным советом,
решение от 20 июля 2009 г. N 30-БНС
1.1. Настоящий документ устанавливает общие требования к процессу аккредитации органов по оценке соответствия в Единой системе оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (далее - Единая система оценки соответствия).
1.2. Общие требования к аккредитации органов по оценке соответствия предназначены для применения участниками деятельности по аккредитации.
1.3. Общие требования к аккредитации органов по оценке соответствия разработаны с учетом требований:
Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе";
Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений";
Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике";
Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ;
нормативных документов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);
международных и национальных стандартов ISO серии 17000, в том числе ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 "Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия";
документов Европейского сотрудничества по аккредитации, Международного Форума по аккредитации, Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества по аккредитации, Международного сотрудничества по аккредитации лабораторий.
1.4. Заявителем для аккредитации в качестве органа по оценке соответствия (далее - ООС) в Единой системе оценки соответствия является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (далее - организация), выполняющие требования и критерии аккредитации.
1.5. В настоящем документе применяются термины и определения, указанные в ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 и СДА-06-2009 "Термины и определения, используемые в Единой системе оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве".
2.1. В деятельности по аккредитации участвуют:
Наблюдательный совет;
Комиссия по аккредитации;
Апелляционная комиссия;
технические комиссии;
Орган по аккредитации (Координирующий орган, Центральный орган);
органы по оценке соответствия:
органы по аттестации (сертификации) персонала: независимые органы по аттестации персонала, независимые органы по аттестации экспертов;
органы по сертификации продукции;
органы по сертификации услуг;
органы по сертификации систем управления;
испытательные лаборатории: лаборатории неразрушающего контроля, лаборатории разрушающих и других видов испытаний, аналитические лаборатории, электролаборатории, лаборатории, осуществляющие испытания продукции;
инспекционные органы: экспертные организации, инспекционные организации;
независимые органы по аттестации лабораторий неразрушающего контроля;
независимые органы по аттестации средств неразрушающего контроля;
независимые органы по аттестации методических документов по неразрушающему контролю;
независимые аттестационно-методические центры: независимые аттестационно-методические центры по подготовке и аттестации руководителей и специалистов, независимые аттестационно-методические центры по обучению и проверке знаний рабочих основных профессий.
2.2. Участники деятельности по аккредитации приведены на рисунке.
Рисунок. Участники деятельности по аккредитации в Единой системе оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве
--------------------------------
<1> Функции Органа по аккредитации выполняет АО "НТЦ "Промышленная безопасность".
2.3. Наблюдательный совет обеспечивает контроль деятельности Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (далее - Единая система оценки соответствия) по вопросам оценки и проведения единой политики в области аккредитации, как заслуживающем доверия механизме установления компетентности органов по оценке соответствия (далее - ООС), гарантирующем своевременность и добросовестность оказания услуг.
В Наблюдательный совет могут входить представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Российской академии наук, Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", Национального союза страховщиков ответственности, саморегулируемых организаций, а также других заинтересованных сторон.
Деятельность Наблюдательного совета определяется Положением о Наблюдательном совете (СДА-02-2009).
2.4. Комиссия по аккредитации на основании проверки и анализа документов, подтверждающих соответствие организации установленным требованиям и условиям, принимает решение о возможности аккредитации, приостановке, отмене или отказе в аккредитации.
Деятельность Комиссии по аккредитации определяется Положением о Комиссии по аккредитации (СДА-04-2009).
2.5. Апелляционная комиссия занимается рассмотрением апелляций, возникающих у участников Единой системы оценки соответствия в процессе деятельности по аккредитации, принимает решение об обоснованности апелляции, исходя из требований международных стандартов в области аккредитации ООС, документов Единой системы оценки соответствия (СДА) и законодательства Российской Федерации, а также обеспечивает учет и хранение всех записей (окончательных решений и принятых последующих действий), касающихся рассмотренных апелляций, поступивших в Орган по аккредитации.
Деятельность Апелляционной комиссии определяется Положением об Апелляционной комиссии (СДА-05-2009).
2.6. Технические комиссии решают профессиональные задачи в областях, соответствующих их компетенции.
Деятельность технических комиссий определяется Положением о технических комиссиях (СДА-07-2009).
2.7. Орган по аккредитации координирует деятельность участников Единой системы оценки соответствия и организует аккредитацию ООС, ведет документацию по аккредитации, оформляет свидетельства об аккредитации, оформляет и издает документы по аккредитации.
Органом по аккредитации является АО "НТЦ "Промышленная безопасность" (Акционерное общество "Научно-технический центр по безопасности в промышленности"). Деятельность Органа по аккредитации определяется Требованиями к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия (ГОСТ ISO/IEC 17011-2018/ISO/IEC 17011-2017), Положением об Органе по аккредитации (СДА-09-2009) и Уставом.
2.8. Органы по аттестации (сертификации) персонала предоставляют услуги по оценке соответствия персонала.
Деятельность органов по аттестации (сертификации) персонала определяется Общими требованиями к органам, осуществляющим сертификацию персонала (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024-2017/ISO/IEC 17024:2012) и соответствующими документами Единой системы оценки соответствия.
2.8.1. Независимые органы по аттестации (сертификации) персонала проводят аттестацию персонала испытательных лабораторий.
Деятельность независимых органов по аттестации (сертификации) персонала определяется Требованиями к независимым органам по аттестации (сертификации) персонала (СДА-13-2009).
2.8.2. Независимые органы по аттестации (сертификации) экспертов проводят аттестацию экспертов, осуществляющих различные виды экспертиз, инспекций (проверок, аудита), а также сертификацию продукции, услуг и систем управления.
Деятельность независимых органов по аттестации (сертификации) экспертов определяется Требованиями к независимым органам по аттестации (сертификации) экспертов (СДА-14-2009).
2.9. Органы по сертификации предоставляют услуги по оценке соответствия продукции, услуг и систем управления.
2.9.1. Органы по сертификации продукции осуществляют сертификацию продукции.
Деятельность органов по сертификации продукции определяется Требованиями к органам по сертификации продукции, процессов и услуг (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012/ISO/IEC 17065:2012) и Руководством по применению стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012/ISO/IEC 17065:2012 "Общие требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг" в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (СДА-19-2010).
2.9.2. Органы по сертификации услуг осуществляют сертификацию услуг.
2.9.3. Органы по сертификации систем управления осуществляют сертификацию различных систем управления, в том числе систем управления промышленной безопасностью, безопасностью в энергетике и строительстве, систем менеджмента качества, систем экологического менеджмента и др.
Деятельность органов по сертификации систем управления определяется Требованиями к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017/ISO/IEC 17021-1:2015), а также Руководством по применению стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 "Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента" в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (СДА-20-2010).
2.10. Инспекционные органы предоставляют услуги по проведению экспертизы и инспекции (проверок, аудита).
Деятельность инспекционных органов определяется Требованиями к работе различных типов органов инспекции (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012/ISO/IEC 17020:2012) и соответствующими документами Единой системы оценки соответствия.
2.10.1. Экспертные организации осуществляют оценку соответствия объектов экспертизы требованиям промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений.
Деятельность экспертных организаций определяется нормативными документами в области различного рода экспертных работ и Требованиями к экспертным организациям (СДА-11-2009).
Экспертные организации, осуществляющие деятельность в сфере безопасности в энергетике, выполняют аудит на соответствие требованиям безопасности объектов энергетики.
Деятельность экспертных организаций в сфере безопасности в энергетике определяется Требованиями к экспертным организациям в сфере безопасности в энергетике (СДА-29-2011).
2.10.2. Инспекционные организации проводят инспекцию, проверку, аудит/технический аудит и оценку продукции, оборудования, материалов, услуг и процессов для объектов промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве, техническое диагностирование и освидетельствование технических устройств и сооружений, строительный контроль, а также организационно-техническую готовность проектных, строительных, монтажных, наладочных, ремонтных и эксплуатационных организаций, организаций-изготовителей и организаций-поставщиков продукции, оборудования, материалов, услуг и процессов.
Деятельность инспекционных организаций определяется Требованиями к инспекционным организациям (СДА-17-2009).
2.11. Испытательные лаборатории осуществляют один или несколько видов испытаний.
Деятельность испытательных лабораторий определяется Общими требованиями к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий (ГОСТ ISO/IEC 17025-2019/ISO/IEC 17025:2017) и Требованиями к испытательным лабораториям (СДА-15-2009).
2.12. Независимые органы по аттестации лабораторий неразрушающего контроля проводят аттестацию лабораторий в соответствии с Правилами аттестации и основными требованиями к лабораториям неразрушающего контроля, выдают свидетельства об аттестации лабораторий неразрушающего контроля, ведут перечень аттестованных лабораторий неразрушающего контроля.
Деятельность независимых органов по аттестации лабораторий неразрушающего контроля определяется Положением о Независимом органе по аттестации лабораторий неразрушающего контроля.
2.13. Независимые органы по аттестации методических документов по неразрушающему контролю проводят аттестацию методических документов в соответствии с Правилами аттестации методических документов по неразрушающему контролю, выдают свидетельства об аттестации методических документов по неразрушающему контролю, ведут перечень аттестованных методических документов по неразрушающему контролю.
Деятельность независимых органов по аттестации методических документов по неразрушающему контролю определяется Положением о Независимом органе по аттестации методических документов по неразрушающему контролю.
2.14. Независимые органы по аттестации средств неразрушающего контроля проводят аттестацию средств неразрушающего контроля, выдают свидетельства об аттестации средств неразрушающего контроля, ведут перечень аттестованных средств неразрушающего контроля.
Деятельность независимых органов по аттестации средств неразрушающего контроля определяется Положением о Независимом органе по аттестации средств неразрушающего контроля.
2.15. Независимые аттестационно-методические центры проводят аттестацию (организацию аттестации) и проверку знаний (тестирование) персонала по промышленной, экологической, электробезопасности, безопасности объектов строительства и безопасности гидротехнических сооружений.
Деятельность независимых аттестационно-методических центров определяется нормативными документами в области подготовки и аттестации работников организаций, осуществляющих свою деятельность в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве, а также Требованиями к независимым аттестационно-методическим центрам (СДА-16-2009).
3.1. Процесс аккредитации включает следующие этапы:
представление заявки на аккредитацию с приложением необходимых документов;
анализ заявки и документов, представленных аккредитации;
подготовку к оценке на месте;
оценку на месте, анализ выводов по результатам оценки и подготовку отчета по оценке;
принятие решения об аккредитации;
оценку деятельности аккредитованного ООС в течение цикла аккредитации (срока действия свидетельства об аккредитации);
повторную оценку.
Каждый последующий этап аккредитации проводится при положительном результате предыдущего этапа. Все этапы аккредитации должны быть документированы.
3.2. В случае обоснованных претензий к качеству услуг, предоставляемых аккредитованным ООС, а также при его реорганизации проводятся внеплановые оценки на месте.
4.1. Общие критерии аккредитации ООС определены в следующих стандартах и руководствах по их применению:
для инспекционных органов - ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 "Требования к работе различных типов органов инспекции" и ILAC-P15:07/2016 "Применение ISO/IEC 17020:2012 для аккредитации органов инспекции" <1>;
для органов по сертификации систем управления - ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 "Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента";
для органов по сертификации (аттестации) персонала - ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024-2017 "Оценка соответствия. Общие требования к органам, проводящим сертификацию персонала";
для испытательных лабораторий - ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий";
для органов по сертификации продукции - ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 "Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг".
--------------------------------
<1> В части не противоречащей ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 и ISO/IEC 17020:2012.
4.2. Наряду с общими критериями аккредитации должны применяться дополнительные критерии, указанные в требованиях к соответствующим ООС, изложенных в документах Единой системы оценки соответствия.
5.1. Заявитель, претендующий на аккредитацию, подает заявку на аккредитацию, заявляемую область аккредитации ООС, заполненную анкету с характеристикой ООС и Руководство по качеству в Орган по аккредитации.
Документы, составленные на иностранном языке, должны быть представлены с заверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке переводом на русский язык.
В заявке и анкете должны быть отражены:
общая информация об ООС, включая сведения об организации-заявителе, название, адрес, юридический статус, кадровые и технические ресурсы;
общая информация, касающаяся ООС, его взаимоотношений в более крупной корпоративной организации (при наличии таковой) и адреса всех своих мест расположения, которые должны быть охвачены областью аккредитации;
согласие выполнять требования к аккредитации организации и другие обязательства ООС, предусмотренные национальными, межгосударственными и международными стандартами и документами Единой системы оценки соответствия.
Допускается подача документов в электронном виде, в том числе подписанные электронной подписью, при этом должны быть сохранены все необходимые печати и подписи, предусмотренные формой заявки.
Формы заявок и анкет на аккредитацию ООС приведены в требованиях к соответствующим ООС, изложенных в документах Единой системы оценки соответствия.
Заявляемая область аккредитации ООС должна быть оформлена в соответствии с Перечнем областей аккредитации ООС, утвержденных Наблюдательным советом.
5.2. Орган по аккредитации заключает договор с заявителем на выполнение работ по анализу, проверке организационно-технического и методического потенциала, организации аккредитации ООС и последующей оценке деятельности аккредитованного ООС в течение цикла аккредитации (срока действия свидетельства об аккредитации). Форму договора устанавливает Орган по аккредитации.
5.3. Орган по аккредитации рассматривает заявку и оценивает достаточность представленной информации.
При недостаточности представленной информации Орган по аккредитации сообщает об этом заявителю и приостанавливает процедуру аккредитации.
6.1. В случае достаточности информации, приведенной в заявке на аккредитацию, заявляемой области аккредитации и анкете, и при наличии соответствующего Руководства по качеству руководитель Органа по аккредитации утверждает состав комиссии для анализа документов, в состав которой входят ведущий эксперт по аккредитации, эксперты по аккредитации и технические специалисты (при необходимости).
Ведущий эксперт по аккредитации, эксперты по аккредитации и технические специалисты, входящие в комиссию, должны обладать квалификацией и знаниями по оценке соответствующего вида ООС, а также квалификацией и знаниями в заявленных областях аккредитации соответственно.
Члены комиссии должны поставить в известность Орган по аккредитации о наличии существующих или ранее существовавших, потенциально возможных связях или конкуренции между ними или организациями, в которых они работают, и заявителем. Члены комиссии не должны консультировать представителей ООС, чтобы не скомпрометировать процесс аккредитации.
Эксперты по аккредитации, технические специалисты и другие лица, участвующие в деятельности по аккредитации, должны соблюдать конфиденциальность в отношении сведений, полученных при проведении аккредитации, и не должны раскрывать конфиденциальную информацию об ООС без их письменного согласия, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Соглашение о соблюдении конфиденциальности приведено в приложении.
6.2. На этапе анализа документов заявитель должен представить в комиссию, назначенную Органом по аккредитации, дополнительный комплект документов:
копию устава и (или) других учредительных документов;
сведения о персонале ООС (перечень сотрудников, работающих на постоянной основе и привлекаемых сотрудников, квалификационные карточки в соответствии с формами, приведенными в требованиях к соответствующим ООС, изложенных в документах Единой системы оценки соответствия, копии квалификационных удостоверений);
сведения об имеющихся помещениях по месту (местам) осуществления деятельности в области аккредитации заявителя;
перечень технических средств, применяемых при осуществлении деятельности по оценке соответствия;
перечень документации, устанавливающей требования в области аккредитации заявителя;
при необходимости информацию об участии в проверке квалификации и других межлабораторных сравнениях (для испытательных лабораторий);
другие документы, содержащие информацию о заявителе, в соответствии с требованиями к ООС, изложенными в документах Единой системы оценки соответствия.
Документы, составленные на иностранном языке, должны быть представлены с заверенным в установленном законодательством Российской Федерации порядке переводом на русский язык.
6.3. По результатам анализа документов ведущий эксперт по аккредитации составляет заключение, в котором должна содержаться оценка соответствия заявителя критериям аккредитации. Заключение подписывают ведущий эксперт по аккредитации и члены комиссии.
Орган по аккредитации направляет заключение по результатам анализа документов заявителю.
При несоответствии представленных документов критериям аккредитации Орган по аккредитации приостанавливает процедуру аккредитации и сообщает об этом заявителю, который в этом случае может доработать документы и представить их повторно. Срок представления доработанных документов не должен превышать полугода.
При несоблюдении заявителем срока представления доработанных документов Орган по аккредитации прекращает процедуру аккредитации.
7.1. При положительных результатах проведения анализа документов, представленных для аккредитации, проводится оценка заявителя на месте.
Оценка на месте осуществляется комиссией, утвержденной Органом по аккредитации. Комиссия для оценки на месте формируется в порядке, изложенном в п. 6.1.
Назначение в комиссию, при необходимости, технических специалистов, являющихся представителями Ростехнадзора, согласовывается с техническими комиссиями или территориальными органами Ростехнадзора.
Дополнительные требования к составу комиссии для оценки на месте устанавливаются Органом по аккредитации.
7.2. Ведущий эксперт по аккредитации составляет план оценки на месте, в котором указываются сроки ее проведения и проверяемые критерии.
Орган по аккредитации извещает заявителя о составе комиссии для оценки на месте, плане оценки на месте и сроках ее проведения. В случае обоснованных возражений по составу комиссии заявитель может обратиться в Орган по аккредитации с просьбой об изменении состава комиссии.
В случае обоснованности возражений ООС Орган по аккредитации может изменить состав комиссии.
Основанием для изменения состава комиссии может быть конфликт интересов между членами комиссии и ООС.
8.1. Оценка на месте состоит из следующих этапов:
проведение предварительного совещания;
оценка;
подготовка выводов оценки на месте и акта;
проведение заключительного совещания.
8.2. Комиссия начинает оценку на месте с предварительного совещания в проверяемом ООС.
Предварительное совещание проводится совместно с руководством проверяемого ООС и (или) с лицами, ответственными за проверяемые подразделения или процессы.
На совещании ведущий эксперт по аккредитации представляет членов комиссии и знакомится с присутствующими представителями ООС, доводит до сведения представителей проверяемой организации цель оценки на месте и программу ее проведения, подтверждает область оценки, а также готовность организации следовать критериям аккредитации.
8.3. Комиссия оценивает все подразделения заявителя, в которых осуществляются ключевые виды деятельности, на соответствие критериям аккредитации, проверяет соответствие фактического состояния заявителя представленным документам, его способность выполнять заявленные функции. Если заявитель имеет подразделения, находящиеся на другой территории, эти подразделения также должны пройти оценку на месте.
При проведении оценки на месте должны быть рассмотрены и оценены:
юридический статус, структура организации, функции структурных подразделений организации;
административная подчиненность и финансовая деятельность (источники финансирования), оценка независимости, беспристрастности;
компетентность, опыт работы в заявленной области (при необходимости копии документов, подтверждающих компетентность структурных подразделений заявителя или субподрядной организации (свидетельства об аттестации, аккредитации, сертификаты и др.);
кадровый состав, наличие и достаточность персонала с точки зрения квалификации и опыта работы в заявленной области;
работа по оценке соответствия в заявленной области аккредитации представительного числа специалистов ООС;
наличие, полнота и актуальность фонда нормативных документов и документов, регламентирующих деятельность ООС;
техническая оснащенность;
наличие и достаточность помещений;
наличие действующей системы менеджмента качества;
оформление результатов оценки соответствия.
8.4. Комиссия анализирует всю информацию, полученную в процессе оценки на месте. Выводы по проведенной оценке на месте указывают на соответствие или несоответствие критериям аккредитации.
Члены комиссии записывают и анализируют вместе с представителями проверяемого ООС все несоответствия для удостоверения в том, что они понятны и информация, свидетельствующая об этих несоответствиях, объективна.
При анализе несоответствий необходимо руководствоваться следующей классификацией:
значительные несоответствия (полностью либо в значительной степени не учитывается или не выполняется какой-либо из критериев аккредитации);
несоответствия (при выполнении какого-либо критерия аккредитации допущены отдельные нарушения);
замечания (критерии аккредитации выполняются, но документация или деятельность ООС может быть улучшена).
Многочисленные несоответствия и несоответствия систематического характера могут служить свидетельством невыполнения критериев аккредитации и должны классифицироваться как значительное несоответствие.
8.5. Результаты оценки на месте отражаются в акте, который содержит оценку соответствия заявителя критериям аккредитации. Формы актов приведены в требованиях к соответствующим ООС, изложенных в документах Единой системы оценки соответствия.
В акте по результатам оценки на месте указывают все выявленные значительные несоответствия, несоответствия и замечания, которые необходимо устранить для соблюдения всех критериев аккредитации.
До подготовки акта необходимо устранить разногласия во мнениях по сделанным выводам и полученной информации. Все разногласия, которые не были устранены, необходимо отразить в акте.
В акте указывается один из двух вариантов рекомендаций комиссии:
возможность аккредитовать заявителя после устранения несоответствий;
возможность аккредитовать заявителя.
8.6. По окончании оценки на месте проводится заключительное совещание, на котором комиссия сообщает полномочным представителям ООС результаты оценки на месте, обсуждает с ними выявленные несоответствия, согласовывает сроки их устранения и подписывает акт.
Срок устранения значительных несоответствий и несоответствий по результатам оценки на месте не должен превышать трех месяцев с момента оценки на месте.
В зависимости от значимости выявленных несоответствий могут быть установлены разные сроки их устранения. Для более значимых несоответствий могут быть установлены более короткие сроки их устранения по отношению к другим несоответствиям.
Комиссия представляет результаты оценки на месте таким образом, чтобы они были понятны представителям ООС.
При наличии у членов комиссии особого мнения, оно может быть отражено в акте.
В случае отказа со стороны полномочных представителей проверяемого ООС подписать акт ведущий эксперт по аккредитации отражает это в акте.
8.7. Экземпляр акта передается заявителю, который представляет в необходимых случаях ведущему эксперту по аккредитации информацию о проведенных коррекциях и корректирующих действиях по устранению выявленных несоответствий и предупреждению их появления или о планировании корректирующих действий в сроки, согласованные с комиссией.
Ведущий эксперт по аккредитации (члены комиссии при необходимости) оценивает достаточность проведенных коррекций и корректирующих действий. При их недостаточности Орган по аккредитации направляет заявителю уведомление об этом. В случае несоблюдения сроков проведения коррекций и корректирующих действий ведущий эксперт направляет комплект документов (п. 8.8) в Орган по аккредитации для принятия решения о прекращении процедуры аккредитации.
8.8. После устранения несоответствий, выявленных при оценке на месте, ведущий эксперт по аккредитации представляет в Орган по аккредитации комплект документов заявителя, акт и отчет со сведениями об устранении несоответствий для принятия решения об аккредитации.
Документы, представленные в Орган по аккредитации, должны содержать:
однозначную идентификацию ООС;
дату(ы) оценки на месте;
фамилии экспертов по аккредитации и технических специалистов, осуществлявших оценку;
однозначную идентификацию всех помещений, где проводилась оценка;
предполагаемую область аккредитации;
акт;
заявление об адекватности внутренней организации и процедур, принятых ООС в целях доказательства своей компетентности и выполнения требований к аккредитации (заключение ведущего эксперта по аккредитации);
отчет со сведениями об устранении несоответствий;
любую дополнительную информацию, которая способствует подтверждению выполнения ООС требований к аккредитации и его компетентности;
где необходимо, краткое изложение результатов сравнительных испытаний или другие сравнения, проводимые ООС, и любых других действий, принятых как следствие этих результатов;
если уместно, рекомендацию в отношении решения об аккредитации, сокращения или расширения области аккредитации.
9.1. Орган по аккредитации рассматривает комплект документов заявителя, акт оценки на месте и оценивает их достаточность и соответствие критериям аккредитации.
9.2. В случае достаточности представленных документов и соответствия их критериям аккредитации Орган по аккредитации передает их в Комиссию по аккредитации для принятия решения об аккредитации.
9.3. В случае положительного решения Комиссии по аккредитации Орган по аккредитации вносит сведения об аккредитованном ООС в Реестр аккредитованных органов (далее - Реестр).
9.4. Сведения об аккредитованном ООС, вносимые в Реестр, включают в себя:
идентификацию аккредитованного ООС;
перечень мест, где осуществляется один вид и более основной деятельности в области аккредитации;
уникальный номер Свидетельства об аккредитации ООС;
дату вступления в силу аккредитации и дату истечения ее срока действия;
область аккредитации ООС.
9.5. Орган по аккредитации оформляет свидетельство об аккредитации с указанием в нем области аккредитации (требования к содержанию свидетельств об аккредитации приведены в требованиях к соответствующим ООС, изложенных в документах Единой системы оценки соответствия).
Свидетельство об аккредитации должно содержать:
наименование и логотип Органа по аккредитации;
однозначную идентификацию аккредитованного ООС;
перечень мест, где осуществляется один вид и более основной деятельности в области аккредитации;
уникальный номер аккредитованного ООС;
дату вступления в силу аккредитации и дату истечения ее срока действия;
краткое указание или ссылку на область аккредитации;
заявление о соответствии и ссылку на стандарт(ы) или другие нормативные документы, включая даты издания или пересмотра, которые использовались для оценки ООС.
Сроки действия свидетельств об аккредитации определены в требованиях к соответствующим ООС и не могут превышать пять лет.
9.6. В случае отказа в аккредитации Орган по аккредитации по согласованию с Комиссией по аккредитации направляет заявителю письмо с мотивированным отказом.
10.1. Жалобы, в том числе касающиеся аккредитованного ООС, и апелляции могут быть поданы в Орган по аккредитации.
10.2. Орган по аккредитации передает апелляции для рассмотрения в Апелляционную комиссию.
Деятельность Апелляционной комиссии и процедура рассмотрения апелляций определяются Положением об Апелляционной комиссии (СДА-05-2009).
10.3. Жалобы рассматриваются руководителем Органа по аккредитации с привлечением компетентных специалистов (при необходимости).
10.4. Орган по аккредитации информирует Наблюдательный совет о результатах рассмотрения поступивших жалоб и апелляций.
10.5. Орган по аккредитации может провести внеплановую оценку на месте по результатам рассмотрения жалобы, касающейся аккредитованного органа по оценке соответствия.
11.1. В течение срока действия свидетельства об аккредитации (цикла аккредитации) проводится оценка, направленная на контроль непрерывного выполнения аккредитованным ООС критериев аккредитации. Оценка деятельности аккредитованного ООС включает в себя:
инспекционный контроль на месте;
мониторинг функционирования ООС.
11.2. Орган по аккредитации составляет план инспекционного контроля на месте на период действия свидетельств об аккредитации ООС.
11.3. Для ООС, имеющего 3-летний период действия свидетельства об аккредитации, инспекционный контроль на месте проводится через 12 месяцев от даты начала действия свидетельства об аккредитации.
Для ООС, имеющего 5-летний период действия свидетельства об аккредитации, первый инспекционный контроль на месте проводится через 12 месяцев от даты начала действия свидетельства об аккредитации, второй инспекционный контроль на месте проводится через 36 месяцев от даты начала действия свидетельства об аккредитации.
Срок проведения инспекционного контроля на месте по согласованию между Органом по аккредитации и ООС может быть смещен на срок до 6 месяцев.
Интервал между первым и вторым инспекционным контролем на месте не должен превышать два года.
Периодичность инспекционного контроля на месте может быть изменена с учетом имеющихся рисков и устанавливается также в соответствующих СДА, определяющих требования к конкретным типам ООС.
В связи с высоким уровнем риска, который несет деятельность по аттестации персонала, в соответствии с СДА-13-2009 для НОАП установлено проведение трех инспекционных контролей на месте в течение пятилетнего цикла аккредитации.
11.4. Проведение инспекционного контроля на месте осуществляется с учетом других мероприятий, проводимых в отношении ООС (оценки на месте в целях расширения области аккредитации внеплановых оценок на месте и др.).
Инспекционный контроль на месте проводится на основании дополнительного соглашения к договору, заключаемому между аккредитованным ООС и Органом по аккредитации.
11.5 Процедура проведения инспекционного контроля на месте аналогична процедуре оценки на месте в целях аккредитации (разделы 7 - 8).
11.6 Каждый инспекционный контроль на месте может охватывать только часть области аккредитации ООС. В течение срока действия свидетельства об аккредитации инспекционный контроль на месте должен охватить всю область аккредитации ООС.
11.7. При проведении инспекционного контроля на месте учитываются результаты предыдущих оценок на месте ООС, а также оценивается:
функционирование системы менеджмента качества ООС;
соответствие ООС критериям аккредитации и требованиям, обусловленным аккредитацией;
деятельность по оценке соответствия за период, прошедший после очередной оценки на месте.
11.8. При проведении инспекционного контроля на месте проводится наблюдение за деятельностью по оценке соответствия. Наблюдение осуществляется при непосредственном присутствии членов комиссии по оценке на месте при проведении оценки соответствия аккредитованного ООС.
11.9. Мониторинг функционирования аккредитованного ООС проводится в форме рассмотрения и анализа квартальных отчетов о деятельности ООС.
В случае положительного результата рассмотрения квартального отчета о деятельности ООС, Орган по аккредитации направляет в аккредитованный ООС заключение о подтверждении аккредитации. В случае выявления несоответствий аккредитованному ООС направляется заключение с выявленными несоответствиями и устанавливается срок для их устранения, не превышающий трех месяцев.
В случае предоставления аккредитованным ООС в Орган по аккредитации сведений о значительных изменениях которые могут влиять на способность ООС выполнять критерии аккредитации, Орган по аккредитации может проводить внеплановую оценку на месте.
11.10. Перед завершением цикла аккредитации должна быть запланирована повторная оценка, которая проводится к моменту истечения срока действия свидетельства об аккредитации. Процедура повторной аккредитации ООС аналогична первичной аккредитации, в соответствии с требованиями разделов 5 - 8 настоящего документа.
Срок между первичной и повторной оценкой не должен превышать пять лет.
Срок действия свидетельства об аккредитации при повторной аккредитации определен в требованиях к соответствующим ООС и не может превышать пять лет.
11.11. Продление аккредитации (для случая, когда заявляемая область аккредитации остается неизменной или уменьшается по отношению к области первичной аккредитации) осуществляется на основании заявки на продление аккредитации, предоставляемую аккредитованным ООС за шесть месяцев до истечения срока действия свидетельства по аккредитации.
На основании положительного акта оценки на месте Орган по аккредитации продлевает свидетельство об аккредитации. Срок продления действия свидетельства об аккредитации определен в требованиях к соответствующим ООС и не может превышать пять лет.
11.12. Срок устранения выявленных значительных несоответствий и несоответствий не должен превышать трех месяцев с момента инспекционного контроля на месте или повторной оценки.
11.13. В случае изменения места осуществления деятельности аккредитованного ООС необходимость и процедуру дополнительной оценки ООС принимает Орган по аккредитации.
11.14. Аккредитованное ООС обязано своевременно извещать Орган по аккредитации о структурных и качественных изменениях, связанных со своей деятельностью: изменения наименования юридического лица, места его нахождения или адреса места его нахождения, адреса места осуществления деятельности в области аккредитации (в случае переименования географического объекта, переименования улицы, площади или иной территории, изменения нумерации дома), имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества, места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, платежных реквизитов и контактной информации.
11.15. В случае реорганизации аккредитованного лица, в состав которого входит ООС, в форме преобразования, слияния, присоединения и т.п., правопреемник аккредитованного лица обращается в Орган по аккредитации с заявлением о внесении изменений в сведения об аккредитованном лице с приложением документов, подтверждающих реорганизацию. Правопреемник аккредитованного лица должен соответствовать критериям аккредитации, оформить договор в соответствии с требованиями п. 5.2 настоящего документа, в установленные настоящим документом сроки проходить оценку деятельности аккредитованного ООС (инспекционный контроль на месте и мониторинг функционирования).
11.16. В случае реорганизации аккредитованного лица, в состав которого входит ООС, необходимость и процедуру дополнительной оценки ООС принимает Орган по аккредитации.
12.1. При необходимости расширения области аккредитации ООС направляет в Орган по аккредитации заявку, расширяемую область аккредитации ООС и необходимые документы.
При отсутствии изменений в юридическом статусе и организационной структуре количество документов, направляемых заявителем в Орган по аккредитации для расширения области аккредитации, может быть сокращено.
Процедура расширения области аккредитации осуществляется в соответствии с требованиями разд. 5 - 9 настоящего документа.
12.2. При создании подразделения, находящегося на другой территории, вместе с заявкой ООС представляет документы, содержащие сведения о новой организационной структуре и изменениях в документах, включая описание организации работ по оценке соответствия с учетом этого подразделения.
12.3. Оценку на месте в целях расширения области аккредитации целесообразно совмещать с инспекционным контролем на месте заданным ООС.
12.4. При положительном решении о расширении области аккредитации Орган по аккредитации оформляет приложение к имеющемуся свидетельству об аккредитации.
При расширении области аккредитации срок действия свидетельства об аккредитации не изменяется.
13.1. Действие аккредитации ООС может быть приостановлено Органом по аккредитации в следующих случаях:
а) самостоятельное решение ООС о приостановке аккредитации;
б) получение Органом по аккредитации обоснованных сведений о нарушении аккредитованным ООС требований по аккредитации;
в) нарушение аккредитованным ООС договорных обязательств перед Органом по аккредитации.
13.2. После принятия решения о приостановке аккредитации Орган по аккредитации удаляет сведения об ООС из Реестра аккредитованных органов.
13.3. В случаях приостановки действия аккредитации, указанных в пп. б) и в) п. 13.1 Орган по аккредитации устанавливает срок (не более трех месяцев) для получения от ООС обоснованных разъяснений о не нарушении им требований по аккредитации или результатов корректирующих действий, связанных с устранением причин приостановки аккредитации.
13.4. В случае предоставления аккредитованным ООС в установленные сроки обоснованных разъяснений о не нарушении им требований по аккредитации или результатов корректирующих действий, связанных с устранением причин приостановки аккредитации, Орган по аккредитации восстанавливает сведения об ООС в Реестре аккредитованных органов.
Орган по аккредитации может провести внеплановый инспекционный контроль на месте аккредитованного ООС для проверки на месте устранения нарушений, вызвавших приостановку аккредитации.
13.5. В случае не предоставления аккредитованным ООС в установленные сроки сведений, указанных в п. 13.4, Орган по аккредитации направляет в Комиссию по аккредитации предложения по отмене аккредитации ООС.
13.6. Аккредитация ООС может быть отменена в следующих случаях:
выявление серьезных нарушений и систематическое невыполнение требований аккредитации;
самостоятельное решение ООС о прекращении аккредитации;
ликвидация ООС;
нарушение ООС договорных обязательств перед Органом по аккредитации.
После принятия решения об отмене действия аккредитации Орган по аккредитации удаляет сведения об ООС из Реестра аккредитованных органов.
13.7. Область аккредитации ООС может быть сокращена путем исключения тех частей, в которых ООС долгое время не удовлетворяет требованиям аккредитации, а также на основании самостоятельного решения ООС.
После принятия решения о сокращении области аккредитации Орган по аккредитации вносит соответствующие изменения в сведения об ООС в Реестре аккредитованных органов.
13.8. Решение о приостановке или отмене действия аккредитации либо о сокращении области аккредитации ООС принимает Комиссия по аккредитации после рассмотрения документов, свидетельствующих о невозможности продолжения действия аккредитации.
13.9. Орган по аккредитации извещает ООС о принятом решении относительно приостановки, отмены действия аккредитации или сокращения области аккредитации и размещает информацию об этом на своем интернет-сайте.
13.10. После отмены действия аккредитации ООС должен вернуть оригиналы свидетельства об аккредитации и приложений к нему в Орган по аккредитации.
13.11. При сокращении области аккредитации Орган по аккредитации оформляет в качестве приложения к свидетельству об аккредитации область аккредитации с учетом ее сокращения и передает сокращенную область аккредитации ООС.
ООС должен вернуть оригинал первоначальной области аккредитации в Орган по аккредитации.
14.1. Орган по аккредитации обеспечивает регистрацию, учет и хранение документов и материалов, касающихся аккредитации ООС, включая соответствующую переписку, заявки на аккредитацию, акты и записи по оценке на месте ООС, протоколы рассмотрения вопросов, относящихся к подтверждению, продлению, приостановлению, сокращению или отмене аккредитации, копии свидетельств об аккредитации.
14.2. Орган по аккредитации ведет учет:
сведений, характеризующих работу ООС за соответствующий период времени;
структурных и качественных изменений, связанных с деятельностью ООС, а также изменений юридических адресов и платежных реквизитов;
рекламаций к деятельности ООС.
Приложение
ФОРМА ОБЯЗАТЕЛЬСТВА О СОБЛЮДЕНИИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ И БЕСПРИСТРАСТНОСТИ
ОБЯЗАТЕЛЬСТВО __________________________________________________ (фамилия, имя, отчество) __________________________________________________ (организация) __________________________________________________ (должность) Обязуюсь: соблюдать правила, определенные межгосударственным стандартом ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 "Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия" в отношении конфиденциальности информации, полученной в процессе деятельности по аккредитации, если это не противоречит законодательству Российской Федерации; соблюдать объективность, беспристрастность и независимость от коммерческих интересов, а также информировать Орган по аккредитации о существующей или прошлой связи с органами по оценке соответствия, в оценке которых мне предстоит участвовать. ___________________ ________________ (подпись) (дата)