Приказ Минтранса России от 24.01.2014 N 23
Об утверждении Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в автомобильных пунктах пропуска

Оглавление

Зарегистрировано в Минюсте России 28 июля 2014 г. N 33300

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ от 24 января 2014 г. N 23

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОЙ СХЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЛИЦ, ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ГРУЗОВ, ТОВАРОВ И ЖИВОТНЫХ В АВТОМОБИЛЬНЫХ ПУНКТАХ ПРОПУСКА

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 872 "Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 48, ст. 5620; 2011, N 26, ст. 3804; 2012, N 5, ст. 608; N 37, ст. 5002) приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Типовую схему организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в автомобильных пунктах пропуска.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 9 октября 2009 г. N 177 "Об утверждении Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в автомобильных пунктах пропуска" (зарегистрирован Минюстом России 1 декабря 2009 г., регистрационный N 15342).

Министр
М.Ю.СОКОЛОВ

Утверждена
приказом Минтранса России
от 24 января 2014 г. N 23

ТИПОВАЯ СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЛИЦ, ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ГРУЗОВ, ТОВАРОВ И ЖИВОТНЫХ В АВТОМОБИЛЬНЫХ ПУНКТАХ ПРОПУСКА

I. Общие положения

1. Типовая схема организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в автомобильных пунктах пропуска (далее - типовая схема) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 872 "Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 48, ст. 5620; 2011, N 26, ст. 3804; 2012, N 5, ст. 608; N 37, ст. 5002).

2. Настоящая типовая схема определяет последовательность основных контрольных действий при осуществлении в автомобильных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - АПП) пограничного и таможенного контроля лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля (далее - государственный контроль).

3. Государственный контроль осуществляется в АПП должностными лицами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - государственные контрольные органы) в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

На российско-казахстанском участке государственной границы Российской Федерации в отношении лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, прибывших из Республики Казахстан либо убывающих в Республику Казахстан, контроль осуществляется только подразделениями пограничных органов в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.

Абзацы третий - шестой исключены. - Приказ Минтранса России от 24.02.2016 N 27.

4. Осмотр и досмотр транспортных средств, грузов, товаров и животных проводятся однократно в специально обустроенной зоне пункта пропуска таможенными и пограничными органами с участием при необходимости представителей соответствующих государственных контрольных органов.

5. Средства и методы контроля, используемые при осуществлении государственного контроля лиц, автотранспортных средств, товаров и животных, а также порядок их применения, определены Таможенным кодексом Евразийского Экономического Союза (далее - ЕАЭС) <1>, Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации <2>, Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" <3>, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2021 г. N 1052 "Об утверждении Правил осуществления государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации <4> и постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2005 г. N 50 "О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации" <5>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 317-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 47, ст. 6843) (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 12 апреля 2017 г.). Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5082; 2021, N 27, ст. 5180.

<3> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3805; 2000, N 2, ст. 130; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2005, N 52 (ч. II), ст. 5602; 2006, N 52 (ч. II), ст. 5504; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; N 18, ст. 2117; N 46, ст. 5553, 5554; 2009, N 1, ст. 17; N 14, ст. 1582, N 29, ст. 3582; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч. I), ст. 4590; 2012, N 15, ст. 1724.

<4> Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 45, ст. 5521; 2000, N 6, ст. 776; 2006, N 52 (ч. III), ст. 5587; 2007, N 32, ст. 4153; 2008, N 28, ст. 3381; 2011, N 22, ст. 3188, N 42, ст. 5922; 2012, N 5, ст. 601.

<5> Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст. 462; 2010, N 32, ст. 4342; 2012, N 5, ст. 608, N 37, ст. 5002.

6. На основании типовой схемы и с учетом местных условий для каждого АПП разрабатываются и утверждаются в установленном порядке технологические схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, которые утверждаются протоколом заседания созданного в АПП координационного совета.

В технологических схемах должна быть установлена продолжительность осуществления всех видов государственного контроля с учетом местных условий в соответствующем АПП.

II. Последовательность осуществления государственными контрольными органами основных контрольных действий при прибытии лиц, грузов, товаров и животных на территорию Российской Федерации в грузовых автотранспортных средствах

7. При прибытии на территорию Российской Федерации грузовых автотранспортных средств устанавливается следующая последовательность осуществления государственными контрольными органами основных контрольных действий в АПП:

7.1. федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) (далее - санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) лиц (при необходимости при наличии риска возникновения чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения):

1) опрос лиц, следующих в автотранспортных средствах, о наличии жалоб на состояние здоровья;

2) проверка документов в части, касающейся санитарно-эпидемиологического контроля (надзора);

3) принятие решения о необходимости осуществления других действий по санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору);

4) введение плана оперативных мероприятий в случае выявления больных, подозрительных на заражение особо опасным инфекционным заболеванием;

5) занесение результатов санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в соответствующую информационную систему;

6) принятие решения о предоставлении лицам права дальнейшего следования;

7.2. пограничный контроль:

1) проверка документов на право пересечения государственной границы у водителей, лиц, сопровождающих товары;

2) осмотр грузовых автотранспортных средств;

3) информирование старшего смены таможенных органов о принятом решении на проведение досмотра грузовых автотранспортных средств;

4) занесение результатов пограничного контроля в соответствующую информационную систему;

5) принятие решения о предоставлении лицам и транспортному средству права дальнейшего следования;

7.3. транспортный контроль (при необходимости, осуществляется должностными лицами таможенных органов):

1) взвешивание и замер габаритов автотранспортного средства в целях определения соответствия его параметров предельно допустимым значениям массы, осевых нагрузок и габаритов транспортного средства, установленных в Российской Федерации, а также в других государствах - членах ЕАЭС, по территориям которых осуществляется проезд;

2) сверка государственных регистрационных номеров и проверка отличительных знаков государства, на территории которого зарегистрировано автотранспортное средство;

3) проверка документов в части, касающейся транспортного контроля: водительского удостоверения и свидетельства о регистрации транспортного средства; разрешения на поездку автотранспортного средства по территории Российской Федерации (для иностранных автоперевозчиков); разрешения на проезд по территориям других государств - членов ЕАЭС; специальных разрешений на перевозку крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов по территории Российской Федерации и территориям других государств - членов ЕАЭС, по которым осуществляется проезд; товарно-транспортной документации; международного сертификата взвешивания транспортного средства;

4) выдача уведомлений об оплате установленных сборов;

5) занесение результатов транспортного контроля в соответствующую информационную систему;

6) принятие решения о предоставлении транспортному средству права дальнейшего следования;

7) выдача водителю уведомления о выявленных несоответствиях весовых и (или) габаритных параметров транспортного средства, об отсутствии или несоответствии документов, предусмотренных законодательством других государств - членов ЕАЭС, и (или) необходимости получения недостающих документов до прибытия на территорию другого государства - члена ЕАЭС;

7.4. в отношении товаров, подлежащих федеральному государственному карантинному фитосанитарному контролю (надзору) (далее - карантинный фитосанитарный контроль (надзор), карантинный фитосанитарный контроль (надзор) осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Россельхознадзор) и ее территориальными органами, а также таможенными органами в части проведения проверки документов на подкарантинную продукцию в специально оборудованных и предназначенных для этих целей АПП, а до издания Министерством сельского хозяйства Российской Федерации перечней пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации - в специально оборудованных и предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации животных, продуктов животноводства и кормов, кормовых добавок и лекарственных средств для животных, подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) <1> АПП, в которых созданы подразделения органов карантинного фитосанитарного контроля.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008 г. N 109 "Об определении перечней пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, специально оборудованных и предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации животных, продуктов животноводства и кормов, кормовых добавок и лекарственных средств для животных, подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 759; 2009, N 51, ст. 6306; 2010, N 52 (ч. I), ст. 7080; 2011, N 26, ст. 3804; 2012, N 37, ст. 5002; 2013, N 26, ст. 3345).

7.4.1. Должностные лица таможенных органов осуществляют карантинный фитосанитарный контроль в следующем порядке:

1) проверка коммерческих и транспортных (перевозочных) документов на ввозимую партию, фитосанитарного сертификата и разрешения на ввоз карантинных объектов (карантинных вредных организмов) в научно-исследовательских целях;

2) принятие решения о разрешении ввоза/запрете ввоза подкарантинной продукции или решения о направлении подкарантинной продукции для проведения осмотра или досмотра должностными лицами Россельхознадзора и его территориальными органами.

Решение о разрешении ввоза оформляется должностным лицом таможенного органа путем проставления на фитосанитарном сертификате (при его наличии) и трех экземплярах транспортного (перевозочного) документа соответствующего штампа, заверенного подписью и оттиском личной номерной печати с указанием даты и времени.

Решение о запрете ввоза оформляется должностным лицом таможенного органа в письменной форме путем составления акта карантинного фитосанитарного контроля (надзора) по форме, установленной Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза <1>.

--------------------------------

<1> Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 318 "Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе" (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.tsouz.ru/, 30 июня 2010 г.). Является обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).

Должностное лицо таможенного органа принимает решение о направлении подкарантинной продукции для проведения осмотра (досмотра) должностными лицами Россельхознадзора и его территориальных органов и передает им соответствующие документы на подкарантинную продукцию. Решение оформляется должностным лицом таможенного органа путем проставления соответствующего штампа, заверенного подписью и оттиском личной номерной печати с указанием даты и времени;

3) занесение информации о документальном карантинном фитосанитарном контроле в соответствующую информационную систему.

7.4.2. В случае направления должностными лицами таможенных органов подкарантинной продукции на осмотр или досмотр должностным лицам Россельхознадзора и его территориальных органов должностные лица Россельхознадзора осуществляют контрольные мероприятия в следующем порядке:

1) осмотр должностными лицами подкарантинной продукции, транспортных средств;

2) досмотр подкарантинной продукции (проводится одновременно с должностными лицами таможенных, пограничных и иных государственных контрольных органов, если этими органами также принято решение о проведении досмотра);

3) принятие решений о разрешении ввоза/запрете ввоза подкарантинной продукции. В случае выявления в ручной клади водителей транспортных средств подкарантинной продукции, ввозимой без сопроводительных документов, применяются меры по ее изъятию и складированию в специально отведенных местах для последующего уничтожения (утилизации);

4) информирование должностного лица таможенного органа о разрешении ввоза/запрете ввоза подкарантинной продукции (подкарантинного груза, подкарантинного материала, подкарантинного товара) через информационную систему.

7.4.3. Решение о запрете ввоза подкарантинной продукции оформляется должностным лицом Россельхознадзора или его территориального органа путем проставления на фитосанитарном сертификате (при его наличии) и транспортном (перевозочном) документе соответствующего штампа, заверенного подписью и оттиском номерной печати с указанием даты и оформлением акта по форме, утвержденной Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, с занесением информации о результате карантинного фитосанитарного контроля в соответствующую информационную систему.

7.4.4. Оформленные документы на подкарантинную продукцию передаются должностному лицу таможенного органа.

7.4.5. В случае необходимости должностное лицо Россельхознадзора или его территориального органа в присутствии владельца груза, представителя экспедитора или перевозчика производит отбор проб (образцов) подкарантинного груза для досмотра, лабораторного анализа и экспертизы;

7.5. в отношении товаров, подлежащих федеральному государственному ветеринарному контролю (надзору) (далее - ветеринарный контроль (надзор), осуществляется ветеринарный контроль (надзор):

1) таможенными органами в части проведения проверки документов в отношении подконтрольных товаров (за исключением товаров, ввозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, а также уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении рыболовства, и произведенной из них рыбной и иной продукции) в специально оборудованных и предназначенных для этих целей АПП, а до издания Министерством сельского хозяйства Российской Федерации перечней пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации - в специально оборудованных и предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации животных, продуктов животноводства и кормов, кормовых добавок и лекарственных средств для животных, подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) АПП, в которых созданы подразделения Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

2) Россельхознадзором:

2.1) в специально оборудованных и предназначенных для этих целей АПП, а до издания Министерством сельского хозяйства Российской Федерации перечней пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации - в специально оборудованных и предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации животных, продуктов животноводства и кормов, кормовых добавок и лекарственных средств для животных, подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) АПП, в которых созданы подразделения Россельхознадзора органов ветеринарного контроля (надзора) - в отношении товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе" (официальный сайт Комиссии Таможенного союза: http://www.tsouz.ru/, 30.06.2010);

2.2) в АПП - в отношении подконтрольных товаров, ввозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, или являющихся уловами водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении рыболовства, и произведенной из них рыбной и иной продукции.

7.5.1. Должностные лица таможенных органов осуществляют ветеринарный контроль (надзор) в части проверки документов в следующем порядке:

1) проверка документов, необходимых для осуществления ветеринарного контроля (надзора);

2) принятие решения о пропуске/запрете ввоза товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), или решения о направлении в установленных случаях подконтрольных товаров для проведения досмотра (осмотра) должностными лицами Россельхознадзора. Решение оформляется путем проставления соответствующих штампов <1> на транспортном (перевозочном) документе, заверенных подписью и личной номерной печатью с указанием даты;

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 501 "Об утверждении Правил осуществления государственного ветеринарного надзора в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3937; 2012, N 23, ст. 3016).

3) внесение сведений о результатах контроля в соответствующую информационную систему;

4) передача документов на подконтрольные товары должностным лицам Россельхознадзора в случае принятия решения о направлении подконтрольных товаров на досмотр (осмотр) должностным лицам Россельхознадзора.

7.5.2. В случае направления должностными лицами таможенных органов подконтрольных товаров на проведение досмотра (осмотра) должностным лицам Россельхознадзора и его территориальных органов должностные лица Россельхознадзора осуществляют контрольные мероприятия в следующем порядке:

1) лабораторный контроль (при необходимости);

2) принятие решения о пропуске, приостановке движения, запрете ввоза, транзита или возврате подконтрольных товаров. Решение оформляется путем проставления на ветеринарных и товаросопроводительных документах соответствующего штампа, который заверяется подписью и печатью с указанием времени и даты. В случае выявления в ручной клади водителей транспортных средств подконтрольной продукции, ввозимой без соответствующих разрешений и сопроводительных документов, применяются меры по ее изъятию и складированию в специально отведенные места для последующего уничтожения (утилизации);

3) информирование должностного лица таможенного органа о принятом решении;

4) передача документов на подконтрольные товары должностному лицу таможенного органа.

7.5.3. Отбор проб (образцов) подконтрольных товаров, подлежащих лабораторному контролю, осуществляется должностным лицом Россельхознадзора в присутствии владельца груза, представителя экспедитора или перевозчика, при этом составляется акт отбора проб (образцов);

7.6. в отношении товаров, подлежащих санитарно-карантинному контролю, санитарно-карантинный контроль осуществляется (при необходимости):

1) таможенными органами в специально оборудованных и предназначенных для этих целей АПП, а до издания Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека <1> перечней пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, специально оборудованных и предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, пищевых продуктов, материалов и изделий АПП, в которых созданы подразделения органов санитарно-карантинного контроля, - в части проведения проверки документов в отношении подконтрольных товаров;

--------------------------------

<1> Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008 г. N 110 "Об определении перечней пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, специально оборудованных и предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, пищевых продуктов, материалов и изделий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 760; 2009, N 52 (ч. II), ст. 6587; 2010, N 25 (ч. I), ст. 7080; 2012, N 37, ст. 5002; 2013, N 20, ст. 2479, N 26, ст. 3345).

2) Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор) и ее территориальными органами в АПП в отношении транспортных средств (при необходимости), а также товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в Таможенном союзе" (официальный сайт Комиссии Таможенного союза: http://www.tsouz.ru/ 28.06.2010).

7.6.1. Должностными лицами таможенных органов осуществляются:

1) проверка документов или сведений, подтверждающих безопасность товаров в части соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям и транспортным (перевозочным) и (или) коммерческим документам;

2) проверка сведений, содержащихся в транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документах;

3) принятие решения о ввозе или запрете ввоза подконтрольных товаров на единую таможенную территорию ЕАЭС.

Решение о ввозе/запрете ввоза подконтрольных товаров оформляется должностным лицом таможенного органа путем проставления соответствующих штампов в трех экземплярах одного из транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документов (с указанием наименования уполномоченного органа, времени, даты и проставлением подписи) и заверения личной номерной печатью;

4) принятие решения о направлении подконтрольных товаров для проведения оценки (осмотра, досмотра) должностными лицами Роспотребнадзора при выявлении подконтрольных товаров, подлежащих оценке (осмотру, досмотру), должностными лицами Роспотребнадзора.

Решение о направлении подконтрольных товаров для проведения оценки (осмотра, досмотра) должностными лицами Роспотребнадзора оформляется должностным лицом таможенного органа путем проставления соответствующего штампа в трех экземплярах одного из транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документов (с указанием времени, даты и проставлением подписи) и заверения личной номерной печатью;

5) передача документов на подконтрольные товары должностным лицам Роспотребнадзора в случае принятия решения о направлении подконтрольных товаров на оценку (осмотр, досмотр) должностными лицами Роспотребнадзора;

6) занесение информации о документарном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре) в соответствующую информационную систему.

7.6.2. При направлении должностными лицами таможенных органов подконтрольных товаров на оценку (осмотр, досмотр) должностными лицами Роспотребнадзора осуществляется:

1) осмотр товаров, транспортного средства (при необходимости);

2) досмотр товаров (при необходимости). Досмотр (осмотр) может проводиться одновременно с должностными лицами таможенных и иных заинтересованных государственных контрольных органов, если этими органами также принято решение о проведении досмотра (осмотра);

3) отбор в ходе досмотра проб товаров для проведения оценки (при необходимости);

4) принятие решения о разрешении или запрещении ввоза товара на единую таможенную территорию ЕАЭС по результатам санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) либо оценки товаров. Принятое решение оформляется должностными лицами Роспотребнадзора путем проставления соответствующего штампа в трех экземплярах одного из транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документов (с указанием наименования уполномоченного органа, даты и проставлением подписи) и заверения личной номерной печатью;

5) информирование должностного лица таможенного органа о принятом решении в отношении подконтрольных товаров, передача ему документов.

7.6.3. Должностные лица, осуществляющие санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) в пунктах пропуска, информируют должностных лиц таможенных органов о применении временных медико-санитарных мер.

7.6.4. Должностные лица Роспотребнадзора при осуществлении санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) товаров (за исключением санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в специализированных пунктах пропуска) проводят:

1) проверку документов или сведений, подтверждающих безопасность этих товаров в части их соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям и их соответствия транспортным (перевозочным) и (или) коммерческим документам;

2) проверку сведений, содержащихся в транспортных (перевозочных) и или коммерческих документах;

3) осмотр товаров, транспортного средства (при необходимости);

4) досмотр товаров (при необходимости) может проводиться должностными лицами Роспотребнадзора одновременно с должностными лицами таможенных органов и иных заинтересованных государственных контрольных органов, если этими органами также принято решение о проведении досмотра (осмотра);

5) отбор в ходе досмотра проб товаров для проведения оценки (при необходимости);

6) принятие решения о разрешении или запрещении ввоза товара на единую территорию ЕАЭС по результатам санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) либо оценки товаров. Принятое решение оформляется должностными лицами Роспотребнадзора путем проставления соответствующего штампа в трех экземплярах одного из транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документов (с указанием наименования уполномоченного органа, даты и проставлением подписи) и заверения личной номерной печатью;

7) информирование должностного лица таможенного органа о принятом решении в отношении подконтрольных товаров и передача ему документов на товар;

7.7. таможенный контроль и контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию своей гражданской ответственности осуществляются должностными лицами таможенных органов в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами Российской Федерации, актами, составляющими право ЕАЭС (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании и законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств соответственно.

7.7(1) федеральный государственный контроль в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна (далее - контроль в области обеспечения качества зерна) осуществляется должностными лицами таможенных органов (в части проверки документов) совместно с должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (при необходимости) в следующем порядке:

1) проверка сопроводительных документов на партию зерна или партию продуктов переработки зерна;

2) проверка товаросопроводительного документа на партию зерна или партию продуктов переработки зерна, предусмотренного пунктом 7 Правил осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации за зерном и продуктами переработки зерна, ввозимыми в Российскую Федерацию из иностранных государств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1079 <1>;

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 28, ст. 5509.

3) осмотр (досмотр) партии зерна или партии продуктов переработки зерна;

4) отбор проб (образцов) для проведения лабораторных исследований (экспертизы).

Отбор проб (образцов) от партии зерна или партии продуктов переработки зерна, подлежащих лабораторным исследованиям (экспертизе), осуществляется должностным лицом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в присутствии должностного лица таможенного органа и представителя перевозчика с оформлением акта отбора проб;

5) должностное лицо таможенного органа принимает одно из следующих решений:

о ввозе партии зерна или партии продуктов переработки зерна переработки для въезда через государственную границу Российской Федерации;

о направлении партии зерна или партии продуктов переработки зерна в специально оборудованные и оснащенные места для проведения ее осмотра (досмотра) должностными лицами контрольного органа;

о немедленном вывозе партии зерна или партии продуктов переработки зерна с территории Российской Федерации.

Должностное лицо Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору принимает одно из следующих решений:

о ввозе партии зерна или партии продуктов переработки зерна переработки для въезда через государственную границу Российской Федерации;

о направлении партии зерна или партии продуктов переработки зерна в специально оборудованные и оснащенные места для проведения ее осмотра (досмотра);

о запрете ввоза партии зерна или партии продуктов переработки зерна на территорию Российской Федерации.

7.7(2) федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами (далее - контроль в области обращения с пестицидами) осуществляется в следующем порядке <1>:

1) должностными лицами таможенного органа:

а) проверка документов, необходимых для осуществления контроля в области обращения с пестицидами,

б) принятие решения о возможности ввоза/запрета ввоза партии пестицидов и (или) агрохимикатов или решения о направлении в установленных случаях партии пестицидов и (или) агрохимикатов для проведения досмотра должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

Принятые должностным лицом таможенного органа решения оформляются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2021 N 1030 "Об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации".

В случае принятия должностными лицами таможенных органов решения о направлении партии пестицидов и (или) агрохимикатов на досмотр должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, должностные лица таможенных органов передают документы на партию пестицидов и (или) агрохимикатов должностным лицам Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

2) должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору:

а) проводится досмотр партии пестицидов и (или) агрохимикатов;

б) осуществляется отбор проб (образцов) от партии пестицидов и (или) агрохимикатов для проведения лабораторных исследований;

Отбор проб для проведения лабораторных исследований пестицидов и (или) агрохимикатов осуществляется в присутствии должностного лица таможенного органа и представителя перевозчика. Транспортные средства, грузы и товары после отбора проб для проведения лабораторных исследований пестицидов и (или) агрохимикатов направляются в место доставки;

в) принимается решение о возможности ввоза/запрете ввоза партии пестицидов и (или) агрохимикатов.

Должностные лица Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору информируют должностных лиц таможенных органов о принятом решении по результатам досмотра партии пестицидов и (или) агрохимикатов и передают документы на партию пестицидов и (или) агрохимикатов должностным лицам таможенных органов.

В случае принятия решения о запрете ввоза партии пестицидов и (или) агрохимикатов должностные лица таможенных органов, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или ее территориального органа уведомляют перевозчика партии пестицидов и (или) агрохимикатов о запрете ввоза партии пестицидов и (или) агрохимикатов.

Результаты контроля в области обращения с пестицидами оформляются путем проставления в информационной системе таможенных органов и на транспортных (перевозочных) документах (в случаях представления на бумажных носителях) соответствующих отметок и штампов, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, также путем составления акта федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

В пунктах пропуска, расположенных на территории свободного порта Владивосток, в Арктической зоне Российской Федерации, федеральный государственный контроль в отношении ввозимых партий пестицидов и (или) агрохимикатов осуществляется таможенными органами в полном объеме действий, определенных Правилами осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1030 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст. 5412).

7.8. государственный контрольный орган, принявший решение о запрете пропуска через государственную границу Российской Федерации транспортных средств, грузов, товаров и животных, оформляет его в письменной форме.

III. Последовательность осуществления государственными контрольными органами контрольных действий при убытии лиц, грузов, товаров и животных с территории Российской Федерации в грузовых автотранспортных средствах

8. При убытии с территории Российской Федерации грузовых автотранспортных средств устанавливается следующая последовательность осуществления государственными контрольными органами основных контрольных действий в АПП:

8.1. транспортный контроль (при необходимости, осуществляется должностными лицами таможенных органов):

1) взвешивание и замер габаритов транспортного средства в целях определения соответствия его параметров предельно допустимым значениям массы, осевых нагрузок и габаритов транспортного средства, установленных в Российской Федерации, а также в других государствах - членах ЕАЭС, по территориям которых осуществляется проезд;

2) сверка государственных регистрационных номеров и проверка отличительного знака государства, на территории которого зарегистрировано транспортное средство;

3) проверка документов в части, касающейся транспортного контроля:

водительского удостоверения и свидетельства о регистрации транспортного средства; разрешения на поездку автотранспортного средства по территории Российской Федерации (для иностранных автоперевозчиков); разрешения на проезд по территориям других государств - членов ЕАЭС; допуска транспортных средств перевозчиков государств - членов ЕАЭС к международным автомобильным перевозкам; специальных разрешений на перевозку крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов по территории Российской Федерации и территориям других государств - членов ЕАЭС, по которым осуществлялся проезд; товарно-транспортной документации; международного сертификата взвешивания транспортного средства;

4) проверка уплаты сбора за проезд транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам Российской Федерации;

5) проверка уплаты сборов за проезд транспортного средства по автомобильным дорогам других государств - членов ЕАЭС, по территории которых осуществлялся проезд, если уплата такого сбора обязательна в соответствии с их законодательством;

6) проверка документа, подтверждающего уплату административного штрафа, если жалоба или протест на постановление о назначении административного наказания остался без удовлетворения - при выезде с территории Российской Федерации транспортного средства, на котором совершено нарушение, предусмотренное законодательством Российской Федерации;

7) проверка документа, подтверждающего уплату штрафа за нарушение порядка выполнения международных автомобильных перевозок на территории других государств - членов ЕАЭС или решения судебных органов об удовлетворении жалобы на постановление о назначении административного наказания в случае, если имеется отметка органов транспортного (автомобильного) контроля государств - членов ЕАЭС о назначении такого наказания;

8) проверка необходимых документов в случае получения перевозчиком уведомления от органа транспортного (автомобильного) контроля другого государства - члена ЕАЭС о выявленном нарушении;

9) занесение результатов транспортного контроля в соответствующую информационную систему;

10) принятие решения о предоставлении транспортному средству права дальнейшего следования;

11) выдача водителю уведомления о выявленных несоответствиях весовых и (или) габаритных параметров транспортного средства и необходимости прибытия на ближайший контрольный пункт Ространснадзора;

8.2. санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) лиц (при необходимости, при наличии риска возникновения чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения):

1) опрос лиц, следующих в грузовых автотранспортных средствах, о наличии жалоб на состояние здоровья;

2) проверка документов в части, касающейся санитарно-эпидемиологического контроля (надзора);

3) контроль условий перевозки;

4) введение плана оперативных мероприятий в случае выявления больных, подозрительных на заражение особо опасным инфекционным заболеванием;

5) занесение результатов санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в соответствующую информационную систему;

6) принятие решения о предоставлении лицам права дальнейшего следования.

8.3. должностное лицо таможенного органа вводит данные о грузе, товаре в информационную систему и направляет документы, необходимые для осуществления ветеринарного, карантинного фитосанитарного вида контроля (надзора), должностным лицам органов ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля.

Ветеринарный, карантинный фитосанитарный контроль (при необходимости):

1) документальный контроль, в том числе проверка сопроводительных документов на вывозимые с территории Российской Федерации поднадзорные Россельхознадзору грузы, товары и вывозимых животных;

2) осмотр животных;

3) осмотр грузов и товаров;

4) информирование старшего смены таможенных органов о принятом решении на проведение досмотра грузового автотранспортного средства;

5) отбор проб продукции растительного происхождения (при необходимости);

6) информирование таможенного органа о возможности пропуска/запрета вывоза грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации путем внесения сведений в информационную систему или путем извещения в письменной форме (составление акта), а также с проставлением на товаросопроводительных документах соответствующих штампов.

8.4. таможенный контроль и контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию своей гражданской ответственности осуществляются должностными лицами таможенных органов в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании и законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств соответственно.

8.5. государственный контрольный орган, принявший решение о запрете пропуска через государственную границу Российской Федерации транспортных средств, грузов, товаров и животных, оформляет его в письменной форме.

8.6. пограничный контроль:

1) проверка документов на право пересечения государственной границы у водителей транспортных средств, лиц, сопровождающих товары;

2) осмотр грузовых автотранспортных средств;

3) информирование старшего смены таможенных органов о принятом решении на проведение досмотра грузового автотранспортного средства;

4) досмотр (при необходимости) грузовых автотранспортных средств совместно с должностными лицами таможенных органов и представителями соответствующих государственных контрольных органов с учетом конструктивных особенностей каждого АПП;

5) занесение результатов пограничного контроля в соответствующую информационную систему;

6) принятие решения о предоставлении лицам и транспортному средству права дальнейшего следования.

IV. Последовательность осуществления государственными контрольными органами основных контрольных действий при прибытии лиц, грузов, товаров и животных на территорию Российской Федерации в автобусах и легковых автотранспортных средствах либо лиц пешком

9. При прибытии на территорию Российской Федерации автобусов и легковых автотранспортных средств либо лиц пешком устанавливается следующая последовательность контрольных действий государственных контрольных органов в АПП:

9.1. санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) лиц (при необходимости, при наличии риска возникновения чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения):

1) опрос лиц, следующих в автотранспортных средствах либо пешком, о наличии жалоб на состояние здоровья;

2) проверка документов в части, касающейся санитарно-эпидемиологического контроля (надзора);

3) принятие решения о необходимости осуществления других действий по санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору);

4) введение плана оперативных мероприятий в случае выявления больных, подозрительных на заражение особо опасным инфекционным заболеванием;

5) принятие решения о предоставлении (непредоставлении) транспортному средству либо лицу, следующему пешком, права дальнейшего следования;

9.2. пограничный контроль:

1) проверка документов на право пересечения государственной границы у водителей, пассажиров, следующих в автобусах и легковых автотранспортных средствах, а также у лиц, следующих пешком;

2) осмотр автобусов и легковых автотранспортных средств;

3) информирование старшего смены таможенных органов о принятом решении на проведение досмотра автобусов и легковых автотранспортных средств;

4) занесение результатов пограничного контроля в соответствующую информационную систему;

5) принятие решения о предоставлении лицам и транспортному средству права дальнейшего следования;

9.3. транспортный контроль (при необходимости, осуществляется должностными лицами таможенных органов):

1) сверка государственных регистрационных номеров автобусов;

2) проверка отличительного знака государства, на территории которого зарегистрирован автобус;

3) проверка документов в части, касающейся транспортного контроля:

водительского удостоверения и свидетельства о регистрации транспортного средства; разрешения на открытие регулярного международного автобусного маршрута; схемы маршрута и расписания при регулярных перевозках пассажиров; разрешения на перевозку пассажиров по территории Российской Федерации (для иностранных автоперевозчиков); разрешения на перевозку пассажиров по территории других государств - членов ЕАЭС, по которым осуществляется проезд; списка пассажиров в установленных случаях при нерегулярных перевозках пассажиров;

4) проверка соблюдения правил перевозки пассажиров и багажа;

выдача водителю уведомления об отсутствии или несоответствии документов, предусмотренных законодательством других государств - членов ЕАЭС, и (или) необходимости получения недостающих документов до прибытия на территорию другого государства - члена ЕАЭС;

5) занесение результатов транспортного контроля в соответствующую информационную систему;

6) принятие решения о предоставлении транспортному средству права дальнейшего следования;

9.4. должностное лицо таможенного органа вводит данные о грузе, товаре в соответствующую информационную систему и направляет документы, необходимые для осуществления ветеринарного, карантинного фитосанитарного вида контроля (надзора), должностным лицам органов ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля.

Ветеринарный, карантинный фитосанитарный контроль (при необходимости):

1) проверка сопроводительных документов на право ввоза на территорию Российской Федерации вещей лиц и багажа пассажиров в части, касающейся ветеринарного и фитосанитарного контроля (надзора);

2) в случае выявления в ручной клади и багаже пассажиров подконтрольной продукции, ввозимой без соответствующих разрешений и сопроводительных документов, применяются меры по ее изъятию и складированию в специально отведенные места для последующего уничтожения (утилизации);

3) принятие решения о предоставлении грузу права дальнейшего следования;

9.5. таможенный контроль и контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию своей гражданской ответственности осуществляются должностными лицами таможенных органов в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании и законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств соответственно.

9.6. государственный контрольный орган, принявший решение о запрете пропуска через государственную границу Российской Федерации транспортных средств, товаров (багажа пассажиров) и животных, оформляет его в письменной форме.

V. Последовательность осуществления государственными контрольными органами основных контрольных действий при убытии с территории Российской Федерации лиц, грузов, товаров и животных в автобусах и легковых автотранспортных средствах либо лиц пешком

10. При убытии с территории Российской Федерации автобусов и легковых автотранспортных средств либо лиц пешком устанавливается следующая последовательность контрольных действий государственных контрольных органов в АПП:

10.1. транспортный контроль (при необходимости, осуществляется должностными лицами таможенных органов):

1) сверка государственных регистрационных номеров автобусов;

2) проверка отличительного знака государства, на территории которого зарегистрирован автобус;

3) проверка документов в части, касающейся транспортного контроля:

водительского удостоверения и свидетельства о регистрации; разрешения на открытие регулярного международного автобусного маршрута; схемы маршрута и расписания при регулярных перевозках пассажиров; разрешения на перевозку пассажиров по территории Российской Федерации (для иностранных автоперевозчиков); разрешения на перевозку пассажиров по территории государств - членов ЕАЭС; списка пассажиров в установленных случаях при нерегулярных перевозках пассажиров;

4) проверка документа, подтверждающего уплату административного штрафа, если протест на постановление о назначении административного наказания остался без удовлетворения - при выезде с территории Российской Федерации автобуса, на котором совершено нарушение, предусмотренное законодательством Российской Федерации;

5) проверка документа, подтверждающего уплату штрафа за нарушение порядка выполнения международных автомобильных перевозок на территории других государств - членов ЕАЭС, или решения судебных органов об удовлетворении жалобы на постановление о назначении административного наказания в случае, если имеется отметка органов транспортного (автомобильного) контроля государств - членов ЕАЭС о назначении такого наказания;

6) проверка необходимых документов в случае получения перевозчиком уведомления от органа транспортного (автомобильного) контроля другого государства - члена ЕАЭС о выявленном нарушении;

7) занесение результатов транспортного контроля в соответствующую информационную систему;

8) принятие решения о предоставлении транспортному средству права дальнейшего следования;

10.2. санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) лиц (при необходимости, при наличии риска возникновения чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения):

1) опрос лиц, следующих в автотранспортных средствах либо пешком, о наличии жалоб на состояние здоровья;

2) проверка документов в части, касающейся санитарно-эпидемиологического контроля (надзора);

3) принятия решения о необходимости осуществления других действий по санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору);

4) термометрия лиц, следующих в автотранспортных средствах либо пешком;

5) введение плана оперативных мероприятий в случае выявления больных, подозрительных на заражение особо опасным инфекционным заболеванием;

6) принятие решения о предоставлении лицам и транспортному средству права дальнейшего следования;

10.3. должностное лицо таможенного органа вводит данные о грузе, товаре в информационную систему и направляет документы, необходимые для осуществления ветеринарного, карантинного фитосанитарного вида контроля (надзора), должностным лицам органов ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля.

Ветеринарный, карантинный фитосанитарный контроль (при необходимости):

1) проверка сопроводительных документов на право вывоза с территории Российской Федерации вещей лиц и багажа пассажиров в части, касающейся ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля;

2) отбор проб и лабораторная экспертиза продукции растительного происхождения (при необходимости);

3) принятие решения о предоставлении грузу и транспортному средству права дальнейшего следования;

10.4. таможенный контроль и контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию своей гражданской ответственности осуществляются должностными лицами таможенных органов в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании и законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств соответственно;

10.5. государственный контрольный орган, принявший решение о запрете выезда с территории Российской Федерации транспортных средств и вывоза товаров (багажа пассажиров) и животных, оформляет его в письменной форме.

10.6. пограничный контроль:

1) проверка документов на право пересечения государственной границы у водителей, пассажиров, следующих в автобусах и легковых автотранспортных средствах, а также у лиц, следующих пешком;

2) осмотр автобусов и легковых автотранспортных средств;

3) информирование старшего смены таможенных органов о принятом решении на проведение досмотра автобуса и легкового автотранспортного средства;

4) досмотр (при необходимости) автобусов и легковых автотранспортных средств совместно с должностными лицами таможенных органов и с участием представителей соответствующих государственных контрольных органов в порядке, определенном ведомственными нормативными правовыми актами и с учетом конструктивных особенностей каждого АПП;

5) занесение результатов пограничного контроля в соответствующую информационную систему;

6) принятие решения о предоставлении лицам и транспортному средству права дальнейшего следования.