Оглавление
Утверждаю
Министр Российской Федерации
по налогам и сборам
Г.И.БУКАЕВ
8 июня 2000 г. N БГ-15-11/1222
Председатель
Государственного
таможенного комитета
Российской Федерации
М.В.ВАНИН
8 июня 2000 г. N 01-11/15581
В целях обеспечения полноты поступления налогов, сборов и таможенных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, выполнения задач, возложенных законодательством Российской Федерации на налоговые и таможенные органы, и реализации Соглашения о взаимодействии от 14.08.98 N 01-23/18719 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и Государственный таможенный комитет Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Стороны, договорились о нижеследующем.
Статья 1
Стороны будут осуществлять плановый (в установленные сроки) и оперативный (по запросам) обмен информацией на основании пункта 3 статьи 82 части первой Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 19 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц", на всех уровнях налоговых и таможенных органов.
(абзац в ред. Приказа МНС РФ N БГ-3-06/256, ГТК РФ N 537 от 20.05.2003)
Стороны обеспечивают доведение до своих территориальных налоговых и таможенных органов информации, полученной на плановой основе на федеральном уровне.
Информация и сведения, а также порядок их обмена должны способствовать надлежащему выполнению договаривающимися Сторонами возложенных на них ведомственных задач, а также задач, определенных сферой взаимодействия и координации деятельности налоговых и таможенных органов Российской Федерации, предупреждению, пресечению и расследованию правонарушений в области налогового, таможенного и валютного законодательства.
Плановый обмен информацией на федеральном уровне в налоговых органах осуществляется через ГНИВЦ МНС России, в таможенных органах - через ГНИВЦ ГТК России.
Статья 2
На плановой основе налоговые органы Российской Федерации предоставляют таможенным органам Российской Федерации нижеуказанную информацию:
а) информация из базы данных Единого государственного реестра налогоплательщиков - по налогоплательщикам - участникам внешнеэкономической деятельности (далее - участники ВЭД) - передается на магнитных носителях ежемесячно на всех уровнях налоговых и таможенных органов;
б) перечень организаций-налогоплательщиков, имеющих налоговую задолженность (за исключением отсроченной), - передается на региональном уровне ежеквартально;
(п. "б" в ред. Приказа МНС РФ N БГ-3-06/635, ГТК РФ N 1176 от 06.11.2002)
в) сведения об организациях-налогоплательщиках, в отношении которых начата процедура ликвидации или реорганизации, - передаются на всех уровнях еженедельно;
г) перечень поставленных на учет в налоговых органах индивидуальных частных предпринимателей - участников ВЭД - передается на территориальном уровне еженедельно;
д) перечень организаций-участников ВЭД в случаях изменения кода ИНН при замене Информационных писем о постановке на учет на Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; изменения кода ИНН/КПП при замене кодов ИНН/КПП филиалов организаций, замене кодов ИНН/КПП иностранных организаций в России - передается на всех уровнях еженедельно;
е) нормативно-справочная информация, используемая при ведении баз данных МНС России в электронном виде;
ж) перечень организаций-налогоплательщиков, не представляющих налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность или представляющих в течение двух и более отчетных периодов налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность, свидетельствующие об отсутствии предпринимательской деятельности, - передается на региональном и федеральном уровне ежеквартально;
(п. "ж" введен Приказом МНС РФ N БГ-3-06/635, ГТК РФ N 1176 от 06.11.2002)
з) информация о результатах рассмотрения исков о признании недействительной государственной регистрации и ликвидации организаций-налогоплательщиков по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, по фактам, выявленным таможенными органами, - передается ежеквартально на федеральном уровне;
(п. "з" введен Приказом МНС РФ N БГ-3-06/635, ГТК РФ N 1176 от 06.11.2002)
и) сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.
(п. "и" введен Приказом МНС РФ N БГ-3-06/256, ГТК РФ N 537 от 20.05.2003)
Статья 3
Налоговые органы Российской Федерации по запросу предоставляют на всех уровнях таможенным органам Российской Федерации следующую информацию:
а) по юридическим лицам:
- наименование участника ВЭД;
- копия Свидетельства о постановке на учет участника ВЭД в налоговом органе;
- идентификационный номер налогоплательщика - участника ВЭД (ИНН/КПП);
- юридический и фактический адреса с указанием номеров контактных телефонов и факсов;
- классификационные признаки - коды ОКПО, организационно-правовой формы, формы собственности, вида деятельности, ведомственной принадлежности;
- сведения о вышестоящей организации и ее фактическом местонахождении и деятельности;
- сведения о дочерних и зависимых обществах, представительствах, филиалах и структурных подразделениях участника ВЭД с указанием их фактического местонахождения и деятельности;
- сведения о фактической величине уставного (складочного) капитала, доля государственного (муниципального), иностранного капитала;
- сведения о фактических учредителях - ИНН/КПП, размер вклада в уставный капитал, адрес (для юридических лиц), Ф.И.О., паспортные данные, ИНН/КПП, размер вклада в уставный капитал, адрес местожительства (для физических лиц);
- сведения о всех имеющихся у налогоплательщика рублевых и валютных счетах в банках и иных кредитных учреждениях, действующих на территории Российской Федерации и за рубежом с указанием их реквизитов, известных налоговым органам;
- сведения об имеющемся движимом и недвижимом имуществе и его балансовой стоимости;
- подтверждение о постановке на баланс участником ВЭД ввезенных товаров и транспортных средств с указанием их наименования, кода ТН ВЭД СНГ, количества, стоимости, порядкового номера счета-фактуры, страны происхождения продукции, номера грузовой таможенной декларации, а также данных о списании товаров в случае их реализации;
- справка, составленная по бухгалтерской отчетности участника ВЭД, о финансовом состоянии;
- сведения о доле оплаченного уставного капитала на момент запроса;
- сведения о размерах прибыли, а также последующих лицензионных выплатах, авторских вознаграждениях при ввозе товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности;
- сведения об учете объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов участников ВЭД, а также лицензионных платежах, включенных в налогооблагаемую базу;
б) по физическим лицам:
- копия Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- копия заявления о постановке на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
- сведения о налоговых перечислениях физического лица на запрашиваемую дату;
- фактическое местожительство и место осуществления деятельности;
в) итоговые данные, с разбивкой по конкретным участникам ВЭД, по следующим направлениям:
- объемы экспортных и импортных операций, осуществленных участниками ВЭД, по данным, представленным налоговым органам налогоплательщиками;
- количество принятых налоговым органом грузовых таможенных деклараций для подтверждения реального экспорта товаров с целью освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость;
- сумма НДС, подлежащая зачету (возмещению) налогоплательщикам;
- количество принятых налоговым органом грузовых таможенных деклараций для подтверждения реального экспорта товаров с целью предоставления льгот по уплате акцизов;
- сумма акцизов, подлежащая зачету (возмещению);
- сумма платежей, произведенных иностранными партнерами, за экспортируемые товары (при представлении льгот по уплате НДС и акцизов) - по данным налогоплательщиков; номера грузовых таможенных деклараций, по которым были определены вышеуказанные итоговые данные;
г) данные о проведении экспертизы "сомнительных" кодов ИНН/КПП и сведений об участниках ВЭД, поступивших из таможенных органов.
Налоговые органы Российской Федерации предоставляют сотрудникам таможенных органов Российской Федерации возможность ознакомления с документами, касающимися деятельности налогоплательщика, а также с его бухгалтерской отчетностью, непосредственно находящихся в территориальном органе МНС России.
Статья 4
Налоговые органы Российской Федерации в обязательном порядке предоставляют таможенным органам Российской Федерации информацию об организациях в случаях выявления ими нижеуказанных фактов:
а) появления (использования, реализации, хранения и т.д.) на территории Российской Федерации товаров, не прошедших таможенного оформления, включая подакцизные товары, реализуемые без марок акцизного сбора;
б) нарушения целевого использования условно выпущенных товаров и транспортных средств, в отношении которых таможенными органами были предоставлены льготы в виде полного или частичного освобождения от уплаты таможенных платежей в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, в том числе:
- товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве гуманитарной и технической помощи;
- товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вкладов в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, освобождаемых от обложения ввозной таможенной пошлиной и НДС в период формирования уставных фондов;
- автотранспорт, который не может быть использован иначе, как для профилактики и реабилитации инвалидов;
- оборудование и приборы для научно-исследовательских целей;
- сырье и комплектующие изделия медицинского назначения, протезно-ортопедические изделия, медицинская техника;
в) несоответствия наименования, количества и стоимости, по которой оприходован товар по бухгалтерским документам, фактурной стоимости, заявленной в ГТД, сумме таможенных платежей и НДС;
г) получения сведений об организациях-налогоплательщиках, в отношении которых осуществляется процедура ликвидации или перерегистрации, с целью погашения участниками ВЭД задолженности перед федеральным бюджетом по таможенным платежам;
д) нарушения участниками ВЭД правил проведения валютных операций, а также требований, предусмотренных актами государственного регулирования внешнеторговых бартерных сделок, контроль за соблюдением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации.
Статья 5
На плановой основе таможенные органы Российской Федерации направляют налоговым органам Российской Федерации ежемесячно на федеральном уровне следующую информацию:
а) данные грузовых таможенных деклараций из базы данных ГТК России в электронном виде;
б) базу данных ТПО;
в) данные паспортов сделок (импорт, экспорт) из базы данных ГТК России в электронном виде по согласованным позициям;
г) данные об участниках ВЭД и заявленной таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров, в отношении которых таможенными органами проводилась проверка правильности заявленной стоимости товаров;
д) данные о перемещении физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте десять тысяч долларов США;
е) нормативно-справочная информация, используемая при ведении баз данных ГТК России в электронном виде;
ж) данные в электронном виде о поступлении на счета налогоплательщиков - участников внешнеэкономической деятельности выручки от экспорта товаров в счет выполнения обязательств по внешнеторговым договорам.
(п. "ж" введен Дополнением, утв. МНС РФ N БГ-15-11/2028, ГТК РФ N 01-11/29814 16.10.2000)
Статья 6
По запросу налогового органа предоставляются:
а) данные с пограничных таможен, подтверждающие количество и сроки вывоза товаров за пределы Российской Федерации в режиме экспорта, в том числе копии товаросопроводительных документов;
б) данные о производстве таможенного оформления в отношении товаров и транспортных средств, принадлежащих организациям-налогоплательщикам, являющимся должниками по уплате налогов и сборов, либо не представивших бухгалтерскую отчетность за отчетный период, либо представившим нулевой баланс (для коммерческих организаций);
(п. "б" в ред. Дополнения, утв. МНС РФ 29.08.2000 N БГ-15-11/1910, ГТК РФ 24.08.2000 N 01-11/24354)
в) по конкретным организациям в электронном виде данные о расчетах в иностранной валюте за импортируемые товары.
(п. "в" введен Дополнением, утв. МНС РФ N БГ-15-11/2028, ГТК РФ N 01-11/29814 16.10.2000)
Статья 7
Таможенные органы Российской Федерации в обязательном порядке на всех уровнях представляют налоговым органам Российской Федерации информацию в следующих случаях:
а) наличия излишне уплаченных таможенных платежей, неизрасходованных авансов, возврата плательщикам денежных средств и т.п. - налоговым органам по месту регистрации лица, которому производился возврат.
В случае возврата денежных средств по поручению плательщика иному лицу, сообщение направляется как по месту нахождения плательщика, так и по месту нахождения иного лица;
б) выявления, в ходе контрольных и проверочных мероприятий, нарушений налогового и валютного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы, либо обоснованных подозрений на наличие таких нарушений;
в) аннулирования (признание недействительными) экспортных деклараций, а также факты невывоза товаров, заявленных к экспорту;
г) при осуществлении расчета российскими юридическими лицами с таможенными органами Российской Федерации наличными средствами;
д) неоплаты в установленном порядке товаров, ввезенных по импортным контрактам, предусматривающих внесение оплаты в иностранной валюте;
е) конфискации таможенными органами этилового спирта из всех видов сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, с указанием объемов конфискованных товаров, наименования уполномоченных организаций и даты передачи им товаров на реализацию (уничтожение);
ж) при выдаче коммерческим организациям лицензий на переработку на таможенной территории глинозема, внесении в эти лицензии изменений и дополнений.
Статья 8
На федеральном уровне плановый обмен информацией (сведениями) предполагает:
- своевременное информирование об изменениях в таможенном и налоговом законодательстве, а также нормативно - правовых актах Сторон;
- ознакомление с новыми методиками налогового и таможенного контроля;
- передачу сводных данных таможенной статистики об объемах экспорта и импорта товаров в количественном и стоимостном выражениях (по основным видам товаров);
- выявление новых тенденций или видов (схем) таможенных и налоговых правонарушений и преступлений;
- ведение единой базы организаций - участников ВЭД, имеющих задолженность по уплате налогов, сборов и таможенных платежей.
Статья 9
В целях создания доказательной базы налоговых правонарушений, нарушений таможенных правил, нарушений, выявленных при проведении валютного контроля, а также при осуществлении информационного обмена, Стороны установили, что:
- любая информация и сведения, которыми необходимо обменяться в соответствии с Соглашением, должны сопровождаться всей относящейся к делу документацией для разъяснения существа вопроса;
- подлинники документации должны требоваться в случае, если недостаточно заверенных копий; при этом права договаривающихся Сторон или третьих лиц, имеющих отношение к данному вопросу, должны оставаться незатронутыми.
Статья 10
Запросы об информационном обеспечении оформляются в письменном виде на бланке налоговых или таможенных органов в произвольной форме, сопровождаются всеми необходимыми документами и должны содержать следующую информацию:
- изложение причины запроса;
- наименование участника ВЭД, о котором запрашивается информация, его ИНН/КПП и код ОКПО (если они известны);
- суть запроса.
Письменный запрос подписывается на федеральном уровне Министром Российской Федерации по налогам и сборам, Председателем Государственного таможенного комитета Российской Федерации или их заместителями на бланке без печати; на региональном и территориальном уровнях - руководителем (начальником) налогового или таможенного органа или лицами, их замещающими, и заверяется печатью.
В том случае, если того требуют обстоятельства, запросы могут быть сделаны также и в устной форме, но с обязательным письменным подтверждением в минимальный срок.
Статья 11
Если запрашиваемая Сторона не имеет требуемой информации либо данная информация была ранее предоставлена на плановой основе на федеральном уровне, то она информирует о невозможности исполнения запроса.
Статья 12
Запрос принимается к исполнению незамедлительно после получения и должен быть выполнен исполнителем в течение пяти рабочих дней.
Статья 13
При письменном запросе должностные лица договаривающихся Сторон, с разрешения запрашиваемой Стороны, имеют право:
- изучать документы и другие данные непосредственно в органе запрашиваемой Стороны;
- получать копии документов, относящихся к исполнению запроса.
Ответственность за осуществление информационного обмена лежит на должностном лице, его осуществляющим.
Статья 14
Информация о валютных операциях, получаемая МНС России от ГТК России, может быть использована только для целей контроля за взиманием налогов и сборов.
Статья 15
В процессе передачи и приема сведений сторонами должны быть обеспечены меры по защите информации.
(ст. 15 введена Приказом МНС РФ N БГ-3-06/256, ГТК РФ N 537 от 20.05.2003)
Статья 16
Прием и обработка сведений сторонами осуществляется с использованием программно-технических средств принимающей стороны.
(ст. 16 введена Приказом МНС РФ N БГ-3-06/256, ГТК РФ N 537 от 20.05.2003)
Статья 17
Информационный обмен может быть приостановлен в связи с тем, что предоставление одной Стороной информации другой Стороне может помешать производимому в данный момент расследованию либо рассмотрению дела в суде. В указанном случае запрашиваемая Сторона оповещает запрашиваемую Сторону с указанием причин отказа и возможных сроках исполнения запроса.
Заместитель Министра
Российской Федерации
по налогам и сборам
В.А.ПАВЛОВ
Заместитель Председателя
Государственного
таможенного комитета
Российской Федерации
А.А.КАУЛЬБАРС