Решение Высшего Евразийского экономического совета от 08.05.2015 N 19
О плане мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности

Оглавление

ВЫСШИЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ от 8 мая 2015 г. N 19

О ПЛАНЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА "ЕДИНОГО ОКНА" В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приняв к сведению информацию Евразийской экономической комиссии о ходе работы по реализации пункта 3 Решения Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 г. N 68 "Об Основных направлениях развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности", Высший Евразийский экономический совет решил:

1. Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности.

2. Правительствам государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссии обеспечить реализацию и финансирование мероприятий, предусмотренных планом, утвержденным настоящим Решением.

3. Евразийской экономической комиссии обеспечить ежегодно разработку и утверждение Советом Евразийской экономической комиссии детализированного плана по выполнению плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности.

Члены Высшего Евразийского экономического совета:

От Республики Армения

От Республики Беларусь

От Республики Казахстан

От Российской Федерации

Утвержден
Решением Высшего Евразийского
экономического совета
от 8 мая 2015 г. N 19

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА "ЕДИНОГО ОКНА" В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I. Введение

Настоящий план разработан во исполнение Решения Высшего Евразийского экономического совета от 29 мая 2014 г. N 68 "Об Основных направлениях развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности" и основывается на положениях Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о Союзе), международных договоров и актов в области внешнеэкономической деятельности, составляющих право Евразийского экономического союза (далее - Союз), а также нормах, правилах и принципах Всемирной торговой организации, международных рекомендациях Организации Объединенных Наций и Всемирной таможенной организации.

Настоящий план является логическим продолжением проводимой в государствах - членах Союза (далее - государства-члены) политики по совершенствованию системы регулирования внешнеэкономической деятельности, внедрению современных информационных технологий, направленных на упрощение процедур международной торговли.

II. Определения

Для целей настоящего плана используются понятия, которые означают следующее:

1) "бизнес-процесс" - набор взаимосвязанных и структурированных действий, направленных на достижение определенного результата в сфере внешнеэкономической деятельности;

2) "взаимное признание документов" - признание и использование в одном государстве-члене необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности электронных документов, формируемых уполномоченными органами (организациями) другого государства-члена;

3) "гармонизация сведений" - сбор, определение, анализ и согласование требований к информации, содержащейся в электронных документах и бумажных копиях электронных документов, используемых в одних и тех же областях применения, с целью повышения сопоставимости таких документов с точки зрения содержания и формата;

4) "государственные процедуры" - деятельность государственных органов государств-членов в соответствии с их компетенцией, связанная с регулированием правоотношений в сфере внешнеэкономической деятельности, при осуществлении государственных функций (административных процедур) и предоставлении государственных услуг заинтересованным лицам;

5) "механизм "единого окна" - механизм взаимодействия между государственными органами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность, и участниками внешнеэкономической деятельности, который позволяет участникам внешнеэкономической деятельности однократно представлять документы в стандартизированном виде через единый пропускной канал для последующего использования заинтересованными государственными органами и иными организациями в соответствии с их компетенцией при проведении контроля за осуществлением внешнеэкономической деятельности;

6) "разрешительные документы" - документы, выдаваемые государственными органами и (или) уполномоченными государством организациями (далее - уполномоченные организации), наличие которых необходимо для осуществления внешнеэкономической деятельности и совершения отдельных юридически значимых действий при осуществлении экспортных, импортных и транзитных операций;

7) "стандартизированный вид документов" - документ в электронном виде, оформляемый в соответствии с гармонизированными и унифицированными структурой и форматами, имеющий равную юридическую силу с аналогичным документом на бумажном носителе;

8) "унификация сведений" - определение и согласование набора сведений, содержащихся в электронных документах и бумажных копиях электронных документов, по областям применения на основании стандартов, методик и рекомендаций, применяемых в международной торговле;

9) "экспортные, импортные и транзитные операции" - все виды внешнеэкономических операций, связанных с вывозом товаров с таможенной территории Союза, ввозом товаров на такую территорию и их перевозкой через таможенную территорию Союза;

10) "электронная коммерция" - совокупность технических и организационных форм совершения финансовых и торговых транзакций, осуществляемых с использованием электронных систем.

III. Цель

Целью реализации настоящего плана является формирование организационно-правовых и технических основ для создания условий развития и сближения национальных механизмов "единого окна", а также организации их взаимодействия на наднациональном уровне при построении эффективной системы регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Союза.

IV. Задачи

Цель настоящего плана достигается путем решения следующих задач:

содействие развитию национальных механизмов "единого окна";

обеспечение сближения подходов по развитию национальных механизмов "единого окна";

обеспечение взаимного признания, унификации, стандартизации и гармонизации электронных документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности;

организация информационного взаимодействия национальных механизмов "единого окна";

координация действий по реализации Основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности (далее - Основные направления).

V. Общее описание эталонной модели национального механизма "единого окна"

Эталонная модель национального механизма "единого окна" (далее - эталонная модель) является инструментом упрощения процедур международной торговли с целью оптимизации государственных процедур, связанных с внешнеэкономической деятельностью, и создания условий для осуществления электронных операций и электронной коммерции. Эталонная модель призвана обеспечить переход на качественно новый уровень развития национальных механизмов "единого окна", создание условий для снижения транзакционных издержек лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность и оказывающих услуги в данной области (далее - заинтересованные лица), и сокращение административных издержек в работе государственных органов государств-членов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность (далее - государственные органы).

Эталонная модель представляет собой инновационный трансграничный интеллектуальный механизм, который позволяет заинтересованным лицам получать комплекс услуг для совершения экспортных, импортных и транзитных операций в ходе взаимодействия с государственными органами и (или) уполномоченными организациями государств-членов.

Эталонная модель учитывает положения международных стандартов Всемирной таможенной организации и рекомендаций Организации Объединенных Наций, интегрирует опыт построения современных моделей механизма "единого окна", используя прогрессивные организационно-правовые, технические и технологические решения.

Эталонная модель имеет ряд характерных особенностей.

1. Однократное представление документов и (или) сведений

Заинтересованные лица должны иметь возможность однократно представлять документы и (или) сведения в стандартизированном виде через единый пропускной канал для последующего использования всеми заинтересованными государственными органами, при этом ранее представленные документы и (или) сведения повторно не представляются, за исключением случая, когда такие документы и (или) сведения имеют ограниченный срок действия.

В случае если в представленных документах и (или) сведениях недостаточно информации для принятия решения государственными органами и (или) уполномоченными организациями государств-членов, заинтересованные лица по запросу таких органов и (или) организаций повторно представляют только недостающие сведения.

Необходимые для осуществления внешнеэкономической деятельности документы и (или) сведения, представляемые в виде электронных документов, могут не являться точной копией документа на бумажном носителе.

2. Широкий спектр услуг

Заинтересованным лицам должен быть предоставлен широкий спектр услуг на всех этапах цепи поставки товаров с момента регистрации заинтересованных лиц до выпуска товаров и последующего аудита хозяйственной деятельности.

3. Интеллектуальный механизм

Эталонная модель является инструментом предоставления услуг ее пользователям. Такой механизм универсален, способен в режиме реального времени оказывать комплекс услуг, оперативно обрабатывать и анализировать документы и (или) сведения, представленные заинтересованными лицами, перераспределять их между государственными органами и (или) уполномоченными организациями государств-членов исходя из запрашиваемых услуг, информировать заинтересованных лиц о ходе рассмотрения заявок, оценивать риски, выдавать решения.

Интеллектуальный механизм позволяет заинтересованным лицам получать необходимую информацию о лицах, предоставляющих услуги в сфере внешнеэкономической деятельности, мерах регулирования, производить расчеты и электронную уплату таможенных и иных платежей, формировать отчетность и получать статистические данные.

4. Гибкость и прозрачность предоставляемых услуг

В рамках функционирования национального механизма "единого окна" заинтересованные лица должны иметь возможность создавать "личные кабинеты", иметь комплексное представление о совершаемых экспортных, импортных и транзитных операциях на всех этапах цепи поставки товаров.

Национальный механизм "единого окна" должен позволять заинтересованным лицам с помощью "личного кабинета" получать услуги, предоставляемые в рамках национальных механизмов "единого окна" других государств-членов, с использованием технологических и информационных инноваций.

5. Обеспечение различных уровней информационного взаимодействия пользователей национального механизма "единого окна"

Эталонная модель позволяет обеспечивать информационное взаимодействие между заинтересованными лицами, государственными органами и уполномоченными организациями государств-членов, межведомственное информационное взаимодействие, информационное взаимодействие заинтересованных лиц между собой при совершении экспортных, импортных и транзитных операций, а также информационное взаимодействие национальных механизмов "единого окна".

6. Высокая степень доверия

Эталонная модель должна обеспечивать высокую степень доверия пользователей, способствовать установлению отношений доверия между заинтересованными лицами, государственными органами и уполномоченными организациями государств-членов.

7. Сфера охвата эталонной модели

Эталонная модель охватывает:

1) сферы государственного регулирования: сфера таможенного, валютного, налогового, таможенно-тарифного, нетарифного, технического регулирования, сфера применения санитарных, ветеринарно-санитарных, карантинных фитосанитарных мер, сфера регулирования финансовых услуг (банковских, страховых), транспорта и перевозок, охраны и защиты прав интеллектуальной собственности;

2) виды деятельности: внешнеторговая, деятельность по предоставлению транспортных и логистических услуг, финансовых услуг (банковских, страховых), а также деятельность в сфере таможенного дела;

3) субъекты:

государственные органы государств-членов: в области таможенного дела, налогообложения, таможенно-тарифного и нетарифного регулирования; государственные органы государств-членов, осуществляющие: выдачу разрешительных документов, связанных с внешнеэкономической деятельностью, транспортный контроль, санитарный, ветеринарно-санитарный, карантинный фитосанитарный контроль (надзор), контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, экспортный, радиационный, валютный и другие виды государственного контроля;

организации, уполномоченные на выдачу разрешительных документов, в том числе торгово-промышленные палаты, органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), осуществляющие работу в области оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Союза;

заинтересованные лица: юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность; лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела (таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, владельцы свободных складов, владельцы магазинов беспошлинной торговли); уполномоченные экономические операторы; транспортно-экспедиторские, логистические компании, перевозчики, экспресс-перевозчики; администрации воздушных портов, автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска; банки и страховые организации; патентные организации (патентные поверенные), операторы почтовой связи и иные организации.

Детальное описание функций и архитектуры эталонной модели, перечень государственных процедур и услуг, охватываемых эталонной моделью, разрабатываются по результатам проведения оценки и анализа состояния проектов, направленных на разработку и создание национальных механизмов "единого окна" в государствах-членах.

Эталонную модель целесообразно создавать в соответствии со структурой согласно приложению N 1.

VI. Информационное взаимодействие в рамках функционирования национальных механизмов "единого окна"

Информационное взаимодействие в рамках функционирования национальных механизмов "единого окна" государственных органов и уполномоченных организаций государств-членов осуществляется с использованием интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (далее - интегрированная система) в соответствии с утверждаемыми Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия) регламентами взаимодействия и должно соответствовать нормам права Союза, в частности, положениям статьи 23 Договора о Союзе.

Развитие информационного взаимодействия между национальными механизмами "единого окна" осуществляется путем оптимизации перечня общих процессов в рамках Союза, реализуемых с использованием интегрированной системы.

Разработка структур электронных документов, используемых в рамках функционирования национальных механизмов "единого окна", осуществляется на основе общей модели данных, создаваемой на основе и с учетом международных стандартов.

Информационное взаимодействие в рамках функционирования национальных механизмов "единого окна" базируется на следующих принципах:

возможность использования информации, полученной от заинтересованных лиц через национальный механизм "единого окна" одного государства-члена, заинтересованными государственными органами других государств-членов в соответствии с их компетенцией;

организация обмена электронными документами, содержащими актуальные, унифицированные и гармонизированные сведения, достаточные для совершения экспортных, импортных и транзитных операций;

возможность подключения на равных условиях к информационному взаимодействию в рамках функционирования национальных механизмов "единого окна" новых государств-членов;

возможность организации информационного взаимодействия в рамках функционирования национальных механизмов "единого окна" государств, не являющихся членами Союза, по принципу "экспорт одного государства - импорт в другом государстве".

Описание функциональной модели информационного взаимодействия в рамках функционирования национальных механизмов "единого окна" разрабатывается по результатам проведения мониторинга процессов межведомственного информационного взаимодействия.

Мероприятия по защите информации в рамках функционирования национальных механизмов "единого окна" проводятся в соответствии с планами создания и развития интегрированной системы. Настоящим планом указанные мероприятия не предусмотрены.

Создание и обеспечение функционирования общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде и трансграничного пространства доверия осуществляются в рамках работ и в соответствии с планами создания и развития интегрированной системы.

VII. Сроки и этапы реализации плана

Настоящий план разработан на 6-летний период, с 2015 по 2020 год включительно. Ежегодно разрабатываются детализированные планы. Каждый последующий детализированный план учитывает результаты выполнения предыдущего детализированного плана.

В настоящий план и детализированные планы могут вноситься изменения с учетом внутренних и внешних факторов, существенно влияющих на своевременное и качественное выполнение соответствующих мероприятий.

Реализация настоящего плана осуществляется поэтапно в соответствии с сетевым графиком согласно приложению N 2. В целях обеспечения оптимального распределения ресурсов и своевременного исполнения мероприятий настоящего плана мероприятия, отнесенные к различным этапам, могут выполняться параллельно.

Настоящий план реализуется с учетом следующих этапов:

подготовительный этап;

этап разработки;

этап реализации;

этап мониторинга и оценки достигнутых результатов.

На подготовительном этапе определяется организационный механизм выполнения настоящего плана, проводится анализ текущего состояния проектов, направленных на создание национальных механизмов "единого окна", определяются необходимые организационно-правовые, технологические и технические требования по созданию и (или) развитию национальных механизмов "единого окна", а также оцениваются перспективы их сближения.

На данном этапе также осуществляется оценка возможных финансовых затрат на развитие национальных механизмов "единого окна" и обеспечение информационного взаимодействия в рамках их функционирования, которые учитываются при принятии решений.

По итогам проведенного анализа формируются заключения по созданию и (или) развитию национальных механизмов "единого окна", сближению подходов по их развитию.

На этапе разработки на основе заключений, сформированных на подготовительном этапе, готовятся предложения по оптимизации государственных процедур, связанных с внешнеэкономической деятельностью, и бизнес-процессов, унификации состава сведений, включаемых в электронные документы, необходимые для осуществления внешнеэкономической деятельности, а также разрабатываются и принимаются решения и рекомендации по сближению или развитию национальных механизмов "единого окна", совершенствованию положений актов, входящих в право Союза, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, и законодательства государств-членов, в том числе утверждается детальное описание функций и архитектуры эталонной модели, перечень государственных процедур и услуг, охватываемых эталонной моделью.

При подготовке указанных решений и рекомендаций учитываются предложения бизнес-сообщества государств-членов.

В рамках данного этапа могут вноситься изменения в принятые документы на основе предложений, сформированных по результатам мониторинга и оценки достигнутых результатов.

На этапе реализации принимаются решения по внедрению или развитию национальных механизмов "единого окна", обеспечению надлежащего информационного взаимодействия посредством интегрированной системы, а также реализуется комплекс организационно-технологических, правовых и технических мероприятий, обеспечивающих осуществление взаимного признания, унификации, стандартизации и гармонизации электронных документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности, и их использование государственными органами и (или) уполномоченными организациями государств-членов.

На данном этапе также проводится популяризация работы по сближению или развитию национальных механизмов "единого окна": работа со средствами массовой информации, организация открытых дискуссий, семинаров, конференций по вопросам реализации Основных направлений и настоящего плана.

На этапе мониторинга и оценки достигнутых результатов постоянно осуществляется анализ достигнутых результатов на основе установленных целевых индикаторов (значений) и показателей, по результатам которого подготавливаются предложения о внесении изменений в настоящий план, корректировке объемов финансирования, изменении целевых индикаторов (значений) и показателей.

VIII. Источники финансирования

Финансовое обеспечение мероприятий осуществляется за счет бюджетов государств-членов и бюджета Союза, а также за счет внебюджетных источников.

IX. Показатели результативности и эффективности исполнения плана

В настоящем плане предусмотрена двухуровневая система показателей результативности и эффективности выполнения мероприятий:

первый уровень - показатели результативности (показатели непосредственного результата);

второй уровень - показатели эффективности (показатели конечного эффекта).

Показателями результативности выполнения мероприятий (ежегодно и в целом по плану нарастающим итогом) являются:

доля выполненных мероприятий (подготовленное и принятое решение, рекомендация Комиссии, проект документа, принятый документ и др.) от общего количества мероприятий, предусмотренных настоящим планом и детализированными планами;

доля мероприятий, выполненных своевременно, от общего количества мероприятий, срок выполнения которых наступил.

По невыполненным и несвоевременно выполненным мероприятиям должно быть представлено обоснование объективных причин их невыполнения или несвоевременного выполнения.

Показателями эффективности выполнения мероприятий, характеризующими положительные последствия развития национальных механизмов "единого окна" для государственных органов и бизнес-сообщества государств-членов, являются:

доля необходимых участнику внешнеэкономической деятельности для перемещения товаров через таможенную границу Союза документов, представляемых в электронном виде;

предельное время прохождения государственных процедур, связанных с внешнеэкономической деятельностью (отдельно по экспортным, импортным и транзитным операциям);

доля участников внешнеэкономической деятельности, оценивающих качество услуг, предоставляемых в рамках функционирования национального механизма "единого окна", как удовлетворительное, от общего количества участников внешнеэкономической деятельности;

доля форм отчетности, представляемых в электронном виде при выполнении государственных процедур, связанных с внешнеэкономической деятельностью;

уменьшение объема административных издержек предпринимателей (трудовых, временных и финансовых затрат на осуществление государственных процедур, связанных с внешнеэкономической деятельностью).

Базовые и ежегодные целевые индикаторы (значения) показателей эффективности выполнения настоящего плана, а также методика их расчета утверждаются Комиссией.

X. Возможные риски при реализации плана

В ходе реализации настоящего плана могут возникнуть риски, связанные с отсутствием единообразного понимания конечной цели и шагов по его реализации, недостаточной координацией между государственными органами, уполномоченными организациями государств-членов и Комиссией, принятием в Комиссии и (или) государствах-членах решений, не учитывающих положения Основных направлений в части приоритета применения электронных документов, недостаточным финансированием, ресурсным обеспечением мероприятий по реализации настоящего плана.

Указанные риски могут быть минимизированы путем своевременного выявления и принятия соответствующих управленческих решений.

XI. Организационный механизм, обеспечивающий реализацию плана

Организационный механизм на наднациональном уровне, обеспечивающий реализацию настоящего плана, основан на структуре органов Союза, предусмотренной Договором о Союзе.

Совет Комиссии принимает решения по стратегическим вопросам реализации настоящего плана, в том числе по системным вопросам, утверждению и финансированию ежегодных детализированных планов.

Коллегия Комиссии принимает решения и рекомендации, предусмотренные настоящим планом.

Коллегией Комиссии создается рабочая группа по реализации настоящего плана под руководством одного из членов Коллегии Комиссии.

Указанная рабочая группа обеспечивает общую координацию и мониторинг исполнения настоящего плана, готовит предложения в виде проектов актов органов Союза, осуществляет разработку проектов ежегодных детализированных планов, рассматривает отчеты об исполнении настоящего плана.

На национальном уровне в государствах-членах создаются координирующие (совещательные) органы, уполномоченные на реализацию настоящего плана, в состав которых включаются руководители государственных органов, а также представители бизнес-сообщества. Такие координирующие (совещательные) органы обеспечивают представление государственным органам предложений по созданию и развитию национальных механизмов "единого окна" в рамках реализации настоящего плана.

Уполномоченный государственный орган, ответственный за реализацию Основных направлений, осуществляет организацию деятельности национального координирующего (совещательного) органа.

С целью координации выполнения настоящего плана национальные координирующие (совещательные) органы и рабочая группа осуществляют взаимодействие.

Схема организационного механизма, обеспечивающего реализацию настоящего плана, приведена в приложении N 3.

XII. Перечень мероприятий

Наименование мероприятия

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

1

2

3

4

5

6

7

1. Развитие национальных механизмов "единого окна"

1.1. Сравнение терминов, используемых в описании механизма "единого окна" в законодательстве государств-членов и международной практике

II кв.

-

-

-

-

-

1.2. Согласование подходов государств-членов к моделированию и анализу государственных процедур и бизнес-процессов, связанных с внешнеэкономической деятельностью

II кв.

-

-

-

-

-

1.3. Разработка методики оценки состояния развития национальных механизмов "единого окна"

III кв.

-

-

-

-

-

1.4. Проведение анализа состояния развития национальных механизмов "единого окна" в соответствии с разработанной методикой

IV кв.

I - II кв.

-

-

-

-

1.5. Сбор и обобщение результатов оценки состояния развития национальных механизмов "единого окна". Разработка заключений по каждому государству-члену по оптимизации государственных процедур и бизнес-процессов, связанных с внешнеэкономической деятельностью, а также по развитию национальных механизмов "единого окна"

IV кв.

I - II кв.

-

-

-

-

1.6. Разработка и утверждение детального описания функций и архитектуры эталонной модели национального механизма "единого окна", перечня государственных процедур и услуг, охватываемых этой эталонной моделью, с учетом наднационального сегмента

IV кв.

I - II кв.

-

-

-

-

1.7. Разработка, внедрение и оптимизация национальных механизмов "единого окна"

IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

I - III кв.

-

2. Сближение подходов по развитию национальных механизмов "единого окна"

2.1. Определение приоритетных направлений сближения подходов по развитию национальных механизмов "единого окна"

III - IV кв.

-

-

-

-

-

2.2. Оценка и мониторинг развития национальных механизмов "единого окна", подготовка рекомендаций по внесению необходимых изменений в работу национальных механизмов "единого окна" с учетом пункта 1.5 настоящего перечня

-

-

I кв.

I кв.

I кв.

I кв.

2.3. Внесение изменений в функционирование национальных механизмов "единого окна" в соответствии с рекомендациями

-

-

I кв.

I кв.

I кв.

I кв.

3. Взаимное признание электронных документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности

3.1. Анализ документов и сведений, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности, и оценка необходимости внесения изменений в акты, входящие в право Союза, и законодательство государств-членов с целью унификации и гармонизации сведений из документов

II - IV кв.

-

-

-

-

-

3.2. Унификация и гармонизация сведений из документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности, а также содержащихся в электронных документах, оформляемых на территории Союза, в целях их взаимного признания

III - IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

I - II кв.

3.3. Переход на оформление уполномоченными органами государств-членов и использование электронных документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности

III - IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

I - II кв.

3.4. Использование сведений из документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности на территории Союза, выданных уполномоченными органами государств, не являющихся государствами-членами

-

I - IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

I - II кв.

3.5. Обеспечение уникальной идентификации субъектов внешнеэкономической деятельности

III - IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

-

-

-

4. Организация информационного взаимодействия

4.1. Унификация процедур взаимодействия заинтересованных лиц и государственных органов в рамках национальных механизмов "единого окна"

III - IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

4.2. Оптимизация процедур межведомственного информационного взаимодействия в рамках национальных механизмов "единого окна"

III - IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

4.3. Оптимизация и реализация общих процессов в рамках Союза, задействованных в обеспечении функционирования национальных механизмов "единого окна"

III - IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

4.4. Упрощение процедур использования национальных механизмов "единого окна" заинтересованными лицами

III - IV кв.

III - IV кв.

III - IV кв.

III - IV кв.

III - IV кв.

III - IV кв.

4.5. Формирование и развитие единой системы нормативно-справочной информации Союза, необходимой для обеспечения функционирования национальных механизмов "единого окна"

III - IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

5. Формирование понятийного аппарата

5.1. Разработка глоссария терминов, используемых при реализации Основных направлений

III - IV кв.

-

-

-

-

-

5.2. Ведение (актуализация) глоссария терминов, используемых при реализации Основных направлений

-

I - IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

I - II кв.

6. Организационный механизм, обеспечивающий реализацию настоящего плана (механизм управления)

6.1. Разработка и утверждение организационной структуры механизма управления

III кв.

-

-

-

-

--

6.2. Создание рабочей группы по реализации настоящего плана

III кв.

-

-

-

-

-

6.3. Определение государствами-членами уполномоченных органов, ответственных за реализацию Основных направлений

III кв.

-

-

-

-

-

6.4. Создание государствами-членами координирующих (совещательных) органов, уполномоченных на реализацию настоящего плана

III кв.

-

-

-

-

-

6.5. Совершенствование организационной структуры механизма управления

-

IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

-

7. Организационные вопросы

7.1. Популяризация механизма "единого окна": работа со СМИ, организация открытых дискуссий, семинаров, конференций по реализации Основных направлений и настоящего плана

II - IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

I - IV кв.

7.2. Подготовка и публикация отчетов о проделанной работе по реализации Основных направлений и настоящего плана

IV кв.

II, IV кв.

II, IV кв.

II, IV кв.

II, IV кв.

II, IV кв.

Приложение N 1
к плану мероприятий по реализации
Основных направлений развития
механизма "единого окна"
в системе регулирования
внешнеэкономической деятельности

СТРУКТУРА ЭТАЛОННОЙ МОДЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА "ЕДИНОГО ОКНА"

┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐ ┌───────────────┐ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐
           (B2B)           │    Торгово-   │                 G2G
│ ┌─────────────────┐    │ │  промышленные │ │      ┌───────────────────┐ │
  │  Перевозчики,   │      │ палаты, банки,│      ┌>│ Таможенные органы │
│ │   таможенные    │    │ │   страховые   │ │    │ └───────────────────┘ │
  │  перевозчики,   │      │ организации и │      │
│ │  транспортно-   │    │ │      иные     │ │    │ ┌───────────────────┐ │
  │экспедиторские и │      │  организации  │      ├>│ Налоговые органы  │
│ │  логистические  │    │ └───────────────┘ │    │ └───────────────────┘ │
  │    компании,    │              /\             │
│ │  администрации  │    │         │         │    │ ┌───────────────────┐ │
  │воздушных портов,│              \/             │ │      Органы,      │
│ │ автомобильных и │ ┌──┴───────────────────┴──┐ │ │  осуществляющие   │ │
  │ железнодорожных │ │         B2G/G2B         │ │ │                   │
  │ пунктов и другие│ │     Эталонная модель    │ │ │     валютный,     │ │
│ │                 │ │ национального механизма │ │ │   транспортный,   │
  └─────────────────┘ │     "единого окна"      │ ├>│  радиационный,    │ │
│          /\         │                         │ │ │ экспортный и иные │
           │          │однократное представление│ │ │       виды        │ │
│          │          │   документов и (или)    │ │ │ государственного  │
           ├─────────>│сведений; широкий спектр │ │ │     контроля      │ │
│          │          │услуг на всех этапах цепи│<┤ └───────────────────┘
           │          │    поставки товаров;    │ │                       │
│          │          │   электронная оплата    │ │ ┌───────────────────┐
           \/         │   платежей; создание    │ │ │      Органы,      │ │
│ ┌─────────────────┐ │   "личных кабинетов"    │ │ │  осуществляющие   │
  │   Импортеры,    │ │ пользователей; высокая  │ │ │    санитарный,    │ │
│ │   экспортеры,   │ │     степень доверия     │ ├>│   ветеринарно-    │
  │   декларанты,   │ └──┬───────────────────┬──┘ │ │    санитарный,    │ │
│ │   таможенные    │              /\             │ │    карантинный    │
  │ представители,  │    │         │         │    │ │  фитосанитарный   │ │
│ │ уполномоченные  │              \/             │ │     контроль      │
  │  экономические  │    │ ┌───────────────┐ │    │ └───────────────────┘ │
│ │   операторы,    │      │     ЕЭК       │      │
  │   владельцы     │    │ └───────────────┘ │    │ ┌───────────────────┐ │
│ │     складов     │                             │ │      Органы,      │
  │   временного    │    │                   │    │ │  осуществляющие   │ │
│ │    хранения     │                             │ │таможенно-тарифное │
  │    и другие     │    │                   │    │ │   и нетарифное    │ │
│ └─────────────────┘                             └>│   регулирование,  │
                         │                   │      │   осуществляющие  │ │
│                                                   │       выдачу      │
                         │                   │      │   разрешительных  │ │
│                                                   │     документов,   │
                         │                   │      │      и другие     │ │
│                                                   └───────────────────┘
└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┘                   └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ── ┘

Примечание. В настоящей структуре используются следующие обозначения:

"B2B" - информационное взаимодействие заинтересованных лиц между собой;

"B2G/G2B" - информационное взаимодействие между заинтересованными лицами, государственными органами и (или) уполномоченными организациями государств-членов;

"G2G" - межведомственное информационное взаимодействие;

"ЕЭК" - Евразийская экономическая комиссия.

Приложение N 2
к плану мероприятий по реализации
Основных направлений развития
механизма "единого окна"
в системе регулирования
внешнеэкономической деятельности

СЕТЕВОЙ ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА "ЕДИНОГО ОКНА" В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

N

Мероприятие

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

I

II

III

IV

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

1.1

Сравнение терминов, используемых в описании механизма "единого окна" в законодательстве государств-членов и международной практике

A

1.2

Согласование подходов государств-членов к моделированию и анализу государственных процедур и бизнес-процессов, связанных с внешнеэкономической деятельностью

A

D

1.3

Разработка методики оценки состояния развития национальных механизмов "единого окна"

A

D

1.4

Проведение анализа состояния развития национальных механизмов "единого окна" в соответствии с разработанной методикой

A/D

A

A

D

1.5

Сбор и обобщение результатов оценки состояния развития национальных механизмов "единого окна". Разработка заключений по каждому государству-члену по оптимизации государственных процедур и бизнес-процессов, связанных с внешнеэкономической деятельностью, а также по развитию национальных механизмов "единого окна"

A/D

A

A

D

1.6

Разработка и утверждение детального описания функций и архитектуры эталонной модели национального механизма "единого окна", перечня государственных процедур и услуг, охватываемых такой эталонной моделью, с учетом наднационального сегмента

B

B

B

D

1.7

Разработка, внедрение и оптимизация национальных механизмов "единого окна"

B

B

B

B

B/D

B/C

B/C

B/C

B/C/D

B/C

B/C

C

C/D

C

C

C

D

2.1

Определение приоритетных направлений сближения подходов по развитию национальных механизмов "единого окна"

A

B/D

2.2

Оценка и мониторинг развития национальных механизмов "единого окна", подготовка рекомендаций по внесению необходимых изменений в работу национальных механизмов "единого окна" с учетом пункта 1.5 настоящего графика

D

D

D

D

2.3

Внесение изменений в функционирование национальных механизмов "единого окна" в соответствии с рекомендациями

D

D

D

D

3.1

Анализ документов и сведений, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности, и оценка необходимости внесения изменений в акты, входящие в право Союза, и законодательство государств-членов с целью унификации и гармонизации сведений из документов

A

A

A/D

3.2

Унификация и гармонизация сведений из документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности, а также содержащихся в электронных документах, оформляемых на территории Союза, в целях их взаимного признания

A

B/D

B

B

B

B/D

B

B

B/C

B/C/D

B/C

B/C

B/C

C/D

C

C

C

C/D

C

C

D

3.3

Переход на оформление уполномоченными органами государств-членов и использование электронных документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности

B

B/D

C

C

C

C/D

C

C

C

C/D

C

C

C

C/D

C

C

C

C/D

C

C

D

3.4

Использование сведений из документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности на территории Союза, выданных уполномоченными органами государств, не являющихся государствами-членами

B

B

B

C/D

C

C

C

C/D

C

C

C

C/D

C

C

C

C/D

C

C

D

3.5

Обеспечение уникальной идентификации субъектов внешнеэкономической деятельности

B

B/D

B

B

B/C

B/C/D

C

C

C

C/D

4.1

Унификация процедур взаимодействия заинтересованных лиц и государственных органов в рамках национальных механизмов "единого окна"

A/B

B/C

D/B

B/C

B/C

B/C

D/B

B/C

B/C

B/C

D/B

B/C

B/C

B/C

D/B

B/C

B/C

B/C

D/B

B/C

B/C

B/C

4.2

Оптимизация процедур межведомственного взаимодействия в рамках национальных механизмов "единого окна"

A/B

B/C

D/B

B/C

B/C

B/C

D/B

B/C

B/C

B/C

D/B

B/C

B/C

B/C

D/B

B/C

B/C

B/C

D/B

B/C

B/C

B/C

4.3

Оптимизация и реализация общих процессов в рамках Союза, задействованных в функционировании национальных механизмов "единого окна"

A/B

B/C

D/B

B/C

B/C

B/C

D/B

B/C

B/C

B/C

D/B

B/C

B/C

B/C

D/B

B/C

B/C

B/C

D/B

B/C

B/C

B/C

4.4

Упрощение процедур использования национальных механизмов "единого окна" хозяйствующими субъектами

A

D

A

A

D

A

A

D

A

A

D

A

A

D

A

A

D

4.5

Формирование и развитие единой системы нормативно-справочной информации Союза, необходимой для функционирования национальных механизмов "единого окна"

B

C

C

C

C

C

C

C

C

C

C

C

C

C

C

C

C

C

C

C

C

C

5.1

Разработка глоссария терминов, используемых при реализации Основных направлений

B

B/D

5.2

Ведение (актуализация) глоссария терминов, используемых при реализации Основных направлений

C

C

C

C/D

B

B/C

C

C/D

C

C

C

C/D

B

B/C

C

C/D

C

C

D

6.1

Разработка и утверждение организационной структуры механизма управления

A/B/C

D

6.2

Создание рабочей группы по реализации плана мероприятий

A/B/C

D

6.3

Определение государствами-членами уполномоченных органов, ответственных за реализацию Основных направлений

A/B/C

D

6.4

Создание государствами-членами координирующих (совещательных) органов (советов, комиссий) по реализации плана мероприятий

A/B/C

D

6.5

Совершенствование организационной структуры механизма управления

D

B

B

B

D

B

B

B

D

B

B

B

D

7.1

Популяризация механизма "единого окна": работа со СМИ, организация открытых дискуссий, семинаров, конференций по реализации Основных направлений и плана мероприятий

C

C

D

C

C

C

C/D

C

C

C

C/D

C

C

C

C/D

C

C

C

C/D

C

C

C

C/D

7.2

Подготовка и публикация отчетов о проделанной работе по реализации Основных направлений и плана мероприятий

C

C

C

C

C

C

C

C

C

C

C

Примечание. В настоящем графике используются следующие обозначения:

"A" - подготовительный этап;

"B" - этап разработки;

"C" - этап реализации;

"D" - этап мониторинга и оценки достигнутых результатов.

Приложение N 3
к плану мероприятий по реализации
Основных направлений развития
механизма "единого окна"
в системе регулирования
внешнеэкономической деятельности

СХЕМА ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО РЕАЛИЗАЦИЮ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА "ЕДИНОГО ОКНА" В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

┌─────────────────────────────────┐
│Совет  Евразийской  экономической│
│комиссии                         │
│(стратегический уровень          │
│управления проектом)             │
└─────────────────────────────────┘
               /\
               │
               \/
┌─────────────────────────────────┐   ┌───────────────────────────────────┐
│                                 │   │Национальный         координирующий│
│                                 │   │(совещательный)              орган,│
│Коллегия              Евразийской│   │уполномоченный    на     реализацию│
│экономической комиссии           │   │плана,   под  руководством    вице-│
│(общая       координация        и│   │премьера                           │
│мониторинг  реализации плана)    │   │(обеспечение          представления│
│                                 │   │предложений по созданию и  развитию│
│                                 │   │национальных   механизмов  "единого│
│                                 │   │окна" в рамках реализации плана)   │
├─────────────────────────────────┤   ├───────────────────────────────────┤
│                                 │   │Уполномоченный      государственный│
│Рабочая  группа   по   реализации│   │орган,       ответственный       за│
│плана  под   руководством   члена│   │координацию   реализации   Основных│
│Коллегии              Евразийской│   │направлений    развития   механизма│
│экономической комиссии           │<─>│"единого     окна"     в    системе│
│(подготовка  проектов  решений  и│   │регулирования   внешнеэкономической│
│рекомендаций,           ежегодных│   │деятельности                       │
│детализированных          планов,│   │(организация           деятельности│
│отчетов о выполнении плана)      │   │национального       координирующего│
│                                 │   │(совещательного)            органа,│
│                                 │   │выполнение плана)                  │
└─────────────────────────────────┘   └───────────────────────────────────┘
    /\          /\          /\             /\          /\           /\
    │           │           │              │           │            │
    \/          \/          \/             \/          \/           \/
┌─────────┐ ┌─────────┐ ┌─────────┐   ┌─────────┐  ┌─────────┐  ┌─────────┐
│Эксперт- │ │Эксперт- │ │Эксперт- │   │Эксперт- │  │Эксперт- │  │Эксперт- │
│ная груп-│ │ная груп-│ │ная груп-│   │ная груп-│  │ная груп-│  │ная груп-│
│па 1     │ │па 2     │ │па n     │   │па 1     │  │па 2     │  │па n     │
└─────────┘ └─────────┘ └─────────┘   └─────────┘  └─────────┘  └─────────┘