Решение Высшего Евразийского экономического совета от 29.05.2014 N 68
Об Основных направлениях развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности

Оглавление

ВЫСШИЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ от 29 мая 2014 г. N 68

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА "ЕДИНОГО ОКНА" В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приняв к сведению информацию Евразийской экономической комиссии о ходе работы по реализации Решения Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2012 г. N 21 "О реализации основных направлений интеграции", Высший Евразийский экономический совет на уровне глав государств решил:

1. Одобрить прилагаемые Основные направления развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности (далее - Основные направления).

2. Правительству Республики Беларусь, Правительству Республики Казахстан и Правительству Российской Федерации обеспечить дальнейшую работу по совершенствованию внешнеэкономической деятельности в соответствии с Основными направлениями.

3. Евразийской экономической комиссии:

совместно с Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации разработать до 25 декабря 2014 г. проект плана мероприятий по реализации Основных направлений;

осуществлять мониторинг и координацию проводимых государствами - членами Таможенного союза и Единого экономического пространства работ в рамках реализации Основных направлений.

Члены Высшего Евразийского экономического совета:

От Республики Беларусь

От Республики Казахстан

От Российской Федерации

Одобрены
Решением Высшего Евразийского
экономического совета
от 29 мая 2014 г. N 68

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА "ЕДИНОГО ОКНА" В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Одной из основных задач функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства и перехода к следующему этапу интеграции - Евразийскому экономическому союзу является усиление национальной конкурентоспособности государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - государства-члены) в рамках глобальной экономики.

Усиление национальной конкурентоспособности зависит от уровня развития международной торговли и инвестиционной привлекательности государств-членов.

С целью построения эффективной системы регулирования, координации и контроля внешнеэкономической деятельности, в том числе посредством применения механизма "единого окна", разработаны настоящие Основные направления.

Под "единым окном" в настоящих Основных направлениях понимается механизм взаимодействия между государственными органами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность, и участниками внешнеэкономической деятельности, который позволяет участникам внешнеэкономической деятельности однократно представлять документы в стандартизованном виде через единый пропускной канал для последующего использования заинтересованными государственными органами и иными организациями в соответствии с их компетенцией при проведении контроля за осуществлением внешнеэкономической деятельности (далее - механизм "единое окно").

Применение механизма "единого окна" позволит:

для государственных органов государств-членов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность:

повысить качество и сократить сроки предоставления государственных услуг и осуществления государственных функций;

повысить уровень управления рисками и минимизировать случаи несоблюдения участниками внешнеэкономической деятельности требований, установленных законодательством государств-членов;

сократить расходы бюджетов государств-членов на предоставление государственных услуг и осуществление государственных функций;

упростить административные процедуры и повысить их эффективность;

для участников внешнеэкономической деятельности:

сократить стоимостные и временные издержки, связанные с обработкой информации и документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности;

упростить технологию информационного взаимодействия с государственными органами, регулирующими внешнеэкономическую деятельность;

оптимизировать ресурсы, в том числе трудовые, при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

повысить транспарентность и предсказуемость бизнес-процессов, связанных с внешнеэкономической деятельностью.

I. Основные направления развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности

1. Сближение подходов по развитию национальных механизмов "единого окна"

С целью унификации в государствах-членах государственных процедур, связанных с внешнеэкономической деятельностью, а также стандартизации документов, необходимых для ее осуществления, требуется сблизить подходы по развитию национальных механизмов "единого окна", для чего необходимо:

применять терминологию и руководящие принципы по внедрению и развитию механизма "единого окна", определенные в Рекомендациях Европейской экономической комиссии ООН;

провести в каждом государстве-члене анализ государственных процедур и технологий, связанных с внешнеэкономической деятельностью, а также актов законодательства, определяющих порядок их осуществления;

определить направления сближения подходов по развитию национальных механизмов "единого окна" с учетом результатов проведенного анализа государственных процедур и технологий, связанных с внешнеэкономической деятельностью, а также актов законодательства, определяющих порядок осуществления таких процедур.

2. Развитие национальных механизмов "единого окна"

В государствах-членах проводится работа по внедрению и развитию национальных механизмов "единого окна" с учетом опыта Всемирной таможенной организации и Рекомендаций Европейской экономической комиссии ООН.

В целях развития национальных механизмов "единого окна" необходимо обеспечить консолидацию усилий и согласованность действий государственных органов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, бизнес-сообществ и участников внешнеэкономической деятельности.

Для этого в каждом государстве-члене требуется:

определить уполномоченный государственный орган, ответственный за реализацию национального механизма "единого окна", наделив его соответствующими полномочиями;

обеспечить принятие концепции развития механизма "единого окна";

оптимизировать процедуры взаимодействия государственных органов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, как между собой, так и с участниками внешнеэкономической деятельности;

обеспечить учет предложений бизнес-сообществ и участников внешнеэкономической деятельности, согласованных с уполномоченным государственным органом, ответственным за реализацию национального механизма "единого окна".

3. Взаимное признание электронных документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности

В рамках Единого экономического пространства с целью обеспечения признания и использования в одном государстве-члене электронных документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности, выданных уполномоченными органами другого государства-члена, необходимо:

унифицировать состав сведений, включаемых в электронные документы, необходимые для осуществления внешнеэкономической деятельности;

обеспечить формирование правовых и организационно-технических основ для взаимного признания и использования уполномоченными органами государств-членов электронных документов, необходимых для осуществления внешнеэкономической деятельности.

4. Организация информационного взаимодействия

Для повышения эффективности государственного контроля, а также упрощения получения необходимых документов и сведений участниками внешнеэкономической деятельности необходимо организовать в рамках Единого экономического пространства надлежащее информационное взаимодействие, для чего требуется обеспечить соответствующую информационно-техническую основу.

С учетом того, что в рамках Единого экономического пространства принят ряд основополагающих нормативных документов по созданию, обеспечению функционирования и развитию интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза, целесообразно обеспечить указанное информационное взаимодействие с использованием технической инфраструктуры данной информационной системы в соответствии с утверждаемыми Евразийской экономической комиссией регламентами взаимодействия.

II. Координация действий по реализации Основных направлений развития механизма "единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности

Для реализации настоящих Основных направлений необходимо обеспечить координацию действий государственных органов государств-членов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность.

На межгосударственном уровне координирующим органом по реализации настоящих Основных направлений выступит Евразийская экономическая комиссия, в полномочия которой будет входить разработка совместно с правительствами государств-членов плана мероприятий по их реализации, а также осуществление мониторинга и координации работ, проводимых государствами-членами.

Реализация настоящих Основных направлений позволит создать эффективную систему регулирования внешнеэкономической деятельности, улучшить условия ведения предпринимательской деятельности в государствах-членах и, как следствие, занять более высокие позиции в международных рейтингах.